Ученые Тюменского государственного университета исследовали клещей домашней пыли и их микроорганизмы, которые часто вызывают аллергию у взрослых и детей. Работа поможет в дальнейшей разработке защитных мер от микроорганизмов и снизит аллергенность клещей. Результаты опубликованы в журнале mSystems.

Клещи домашней пыли – частые возбудители аллергии, как и микроорганизмы, связанные с ними. Ученые изучили клещей Dermatophagoides farinae и их бактерии Cardinium. У клещей обнаружено 40 видов аллергенов. Они могут вызывать приступы астмы, анафилактический шок, отек гортани и смерть. От этого страдает 15-30% населения.

В основном аллергены клещей – белки. Исследователи изучили, как происходит процесс экспрессии генов у клещей D. farinae  и их бактерий - преобразование наследственной информации генов в белок. Ученые выяснили, что взаимодействие происходит на молекулярном уровне. Микроорганизмы активно принимают участие в жизнедеятельности клещей: влияют на их метаболические функции и выработку половых феромонов.

«Мы нашли взаимосвязь клещей и бактерий на молекулярном уровне: реализация наследственной информации у клещей объясняет 76% экспрессии генов у бактерий Cardinium. В свою очередь, экспрессия генов у Cardinium в совокупности объясняет 84% экспрессии генов у клещей. Экспрессия генов бактерий либо положительно, либо отрицательно коррелирует с уровнями экспрессии генов клещей. Эти гены участвуют в формировании иммунитета, защиты от патогенов и программируемой клеточной гибели», – сообщил ведущий научный сотрудник Института экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO) ТюмГУ, научный сотрудник Мичиганского университета Павел Климов.

Ученые считают, что необходимо продолжать исследования микробиома клеща, т.к. это поможет изменить его аллергенность и создать новые вакцины. Однако использовать бактерии Cardinium  в производстве препаратов нельзя, потому что в них содержатся токсины.

Источник фото: news.utmn.ru