Учёные факультета физической культуры Томского государственного университета изучили, как происходит усвоение глюкозы организмом при наличии сахарного диабета 2 типа (СД2). Результаты опубликованы в журнале «Frontiers in Phusiology» (Q1).

Четыре месяца проводились эксперименты на 240 мышах с искусственно вызванным СД2, которых подвергали физической нагрузке. Мышей выращивали для исследования в НИИ фармакологии и регенеративной медицины им. Е.Д. Гольдберга. Некоторые из них были восьмимесячными, что по человеческим  меркам соответствует 65-80 годам. С помощью специального режима питания спустя три месяца у половины мышей сформировался сахарный диабет 2 типа.

Ученые ТГУ выясняли, какие физические упражнения помогают эффективно сжигать сахар и запускать этот процесс на молекулярном уровне. Мышей тренировали на беговых дорожках.

«Оборудование было сделано под заказ, на нём можно менять угол подъёма, скорость движения и другие параметры. Несмотря на то, что у тренажёра 10 дорожек и одновременно могут заниматься 10 животных, эксперимент оказался очень трудозатратным, поскольку тренировалось много групп: одни мыши бегали утром, другие вечером, а также те, у кого время тренировок чередовали. Помимо этого, были группы, которые тренировались при ярком свете или практически в полной темноте. Такие условия создавались намеренно, чтобы выяснить, будет ли разница в результате. У мышей период естественной активности – это ночь. Свет для них стрессовый фактор, от которого они всегда пытаются укрыться», – рассказал заведующий кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ФФК ТГУ Леонид Капилевич.

Во время тренировок ученые наблюдали за показателями веса, уровня глюкозы в крови и рядом других. Эксперимент показал, что после вечерних тренировок, в период естественной активности мышей, вес снижался лучше. А утренние тренировки, которые были неудобным режимным временем для мышей, вызывали понижение сахара и были более эффективны в борьбе с диабетом.

«Если экстраполировать полученные данные на человека, то оптимальное время тренировок изменится с точностью до наоборот, поскольку люди активны днём, а не ночью. То есть вечерние тренировки могут быть наиболее полезны с точки зрения снижения уровня глюкозы, утренние – для снижения массы тела. Впрочем, чтобы подтвердить этот факт, необходимо провести эксперимент с участием добровольцев-спортсменов. Мы очень надеемся, что удастся это сделать. Получив теоретические данные, можно будет разработать практические рекомендации для людей разного возраста с учётом тех целей, которые они намерены добиться с помощью тренировок,» - добавил Леонид Капилевич.

Ученые считают, что на утилизацию глюкозы влияют гормоны стресса. Эта гипотеза будет подтверждаться в следующих исследованиях. Специалисты будут изучать функционал белка STAT3 в зависимости от условий физической нагрузки, который стимулирует утилизацию глюкозы.

«Сахарный диабет второго типа, который также называют инсулиннезависимым, обусловлен тем, что мышцы не могут эффективно утилизировать сахар. По данным ВОЗ, количество больных сахарным диабетом в мире сильно возросло: в период с 1980 по 2014 года – со 108 миллионов до 422 миллионов человек. СД2 страдает более 95 процентов всех диабетиков. Ранее считалось, что СД2 – болезнь взрослых, но всё чаще сахарных диабет второго типа развивается у детей», – сообщил Леонид Капилевич.

Источник фото: www.tsu.ru