Ученые Сибирского федерального университета и их индийские коллеги исследовали сибирский кедр и изучили анатомическую структуру его древесины. Это позволило установить связь между ростом дерева и климатом.

Сибирский кедр широко распространен в таежных лесах России и имеет большое экологическое и экономическое значение для страны. Исследования кедра очень важны в отношении того, какие факторы влияют на рост этого вида. Климатические изменения приводят к колебаниям ширины годичных колец. Например, сибирская лиственница очень чувствительна к меняющейся среде, и при суровых условиях кольца деревьев могут быть на 50% отличны по ширине.

«Некоторые виды деревьев, в том числе европейская и сибирская кедровые сосны, имеют более стабильный рост. Их средняя чувствительность может быть 10% и менее даже на границах ареала, где влияние климата должно быть сильным», — рассказала Дина Жирнова, заведующая дендроэкологической лабораторией Хакасского технического института — филиала Сибирского федерального университета (г. Абакан).

Также в лаборатории большое внимание уделяют анализу анатомии древесины, т.е. ее отдельных клеток. Такое исследование состоит из взятия образцов, тонких срезов древесины, изучения их фотографий. Сибирские ученые получили данные, которые включают в себя измерения нескольких столетий.

Трахеиды составляют древесину хвойных видов. Это клетки, которые напоминают тонкие длинные трубочки, выстроенные в ровные ряды. Исследователи под микроскопом считают все клетки в рядах, делают их замеры. Эти данные позволят получить детальное описание условий, в которых росли годичные кольца.

«Если сезон имеет относительно благоприятные условия, то структура кольца будет стабильной, обеспечивая оптимальное выполнение функций древесной ткани. При стрессе, напротив, угнетаются все ростовые процессы и формируется узкое кольцо с отклонениями в клеточной структуре», — пояснила Елена Бабушкина, научный консультант дендроэкологической лаборатории, директор ХТИ — филиала СФУ.

Сибирский кедр изучили в лесу, расположенном недалеко от Саянского перевала. Некоторые полученные данные говорят о климатических изменениях пять веков назад. Выяснилось, что структура годичных колец кедра очень зависит от изменений климата в несколько десятилетий. Ученые создали модель реконструкции температуры и теплового сезона, которые помогут предсказать, какие виды и сорта сельскохозяйственных культур стоит использовать в условиях изменения климата. Также это позволит сказать о количестве осадков, длительности засухи, вегетационного сезона растений.

Источники фото: news.sfu-kras.ru