Ученые Сибирского федерального университета и их зарубежные коллеги усовершенствовали модель, которая определяет динамику повреждений от большого елового короеда Ips typographus L в горных лесах национальных парков Словакии и Чехии. С помощью модели ученые описали, как проходят вспышки опасного вредителя ели в разных точках парка. Точность описания процессов до 90%. Также можно дать оценку повреждениям, которые оставляет короед в европейских еловых лесах.

Большой еловый короед – серьезный вредитель ели, вспышки которого часто связаны с пожарами, ветровалами, засухой в лесу. Массовое размножение насекомых очень негативно сказывается на лесной экосистеме и наносит экономический ущерб лесам Скандинавии, Центральной Европы и Европейской части России.

Ученые СФУ сообщили, что у короедов есть две фазы: обычное существование и фаза вспышки. В фазе обычного существования их численность низкая, что не приводит к массовому поражению деревьев. Но с превышением определенного порога насекомые уничтожают все кормовые ресурсы. Ранее методов расчета критической плотности насекомых не предлагалось.

«Мы использовали ежегодную смертность деревьев (объём поврежденной древесины) в качестве косвенного индикатора, чтобы вычислить размеры популяции большого елового короеда. Разработанную модель применили на практике, изучая вспышки короеда-типографа в Чехии и Словакии. Кроме того, мы надеемся использовать эту модель для описания вспышек массового размножения насекомых-ксилофагов в лесах России», — рассказали авторы.

Как сообщили ученые, эту модель применяли уже при прогнозировании вспышек размножения хвоегрызущих насекомых. Обычно в модели в качестве переменных используют количество короедов и хищников, опасных для них, т.е. систему «хищник-жертва». Существует также система «ресурс-потребитель», когда насекомые – это потребители, а деревья – ресурс. В модели ,которую предложили красноярские ученые, как ключевые факторы взяли объем поврежденной древесины и погоду весной.

«Расчёты, выполненные в рамках предлагаемой модели, показали, что использование довольно небольшого объёма данных о повреждениях леса в прошлые сезоны и метеорологических параметров позволяет прогнозировать текущий ущерб для еловых лесонасаждений, вызванный вспышкой размножения короеда-типографа. На наш взгляд, с помощью предлагаемой модели можно улучшить систему прогнозирования разрушительной деятельности лесных насекомых. Ведь, как известно, лучше предупредить экологическую проблему, чем бороться с её последствиями», — сообщила соавтор исследования, профессор кафедры экологии и природопользования СФУ Ольга Тарасова.

Источник фото: news.sfu-kras.ru