Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королёва завершили создание научной аппаратуры «Карбон-2», разработанной специально для проведения испытаний опытных образцов электроники из карбида кремния. Эксперименты будут проводить в открытом космосе на борту орбитальной лаборатории «Бион-М2».

Космические аппараты должны выдерживать перепады температур, космическую радиацию, перегрузки. Создаваемые карбидокремниевые компоненты, по мнению ученых, будут превосходить мировые аналоги по своей надежности и отказоустойчивости.

«Аппаратура «Карбон-2» позволит исследовать влияние факторов открытого космического пространства на свойства и характеристики опытных образцов тонкопленочных приборных структур на основе карбида кремния - этот полупроводниковый материал по твердости уступает лишь алмазу и нитриду бора и считается наиболее перспективным для применения в электронике, работающей в экстремальных условиях - при высоких температурах, гравитационных перегрузках и под воздействием радиации. Разработка аппаратуры уже завершена, подготовлена вся конструкторская документация, начаты работы по сборке», - рассказала ведущий научный сотрудник НИИ проблем моделирования и управления Самарского университета им.Королёва Любовь Курганская.

Карбид кремния – материал, наиболее подходящий для силовой электроники. Транзисторы на его основе быстродейственны, меньше нагреваются и выдерживают высокое напряжение. Электронные карбиды также применяют в электромобилях, увеличивая запас хода машины. Эксперимент NASA показал, что карбидокремниевые микросхемы могут работать 1000 часов при температуре 500°C. Также они выдержали экстремальные условия атмосфера Венеры, где преобладают облака из серной кислоты.

«К космической электронике предъявляются самые высокие требования, и наша научная аппаратура «Карбон-2» - это шаг к созданию более надежной отечественной электронной компонентной базы, устойчивой к разрушающему воздействию факторов космического пространства.
Предыдущий наш эксперимент, проводившийся на спутнике «Бион-М» с помощью аппаратуры «Карбон» первого поколения, продемонстрировал механическую и химическую устойчивость разработанных нами структур к комплексному воздействию факторов космического полета», - подчеркнула Любовь Курганская.

Оценивать работоспособность прототипов приборных структур в открытом космосе будут на аппаратуре «Карбон-2», которая зафиксирует все измерения. Данные проанализируют и на их основе спрогнозируют параметры новых полупроводниковых приборов. Ученые надеются ,что приборы на основе карбидокремниевых пленок можно будет использовать во время полетов на Марс.

Источник фото: ssau.ru