Ученые Геолого-географического факультета Новосибирского государственного университета и Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН провели исследование и доказали, что в поиске золота на россыпных месторождениях в качестве основного метода может использоваться электротомография.

Работа основана на численном моделировании и исследованиях аллювиальных россыпей Камчатки, Алтая и Прибайкалья. Данный тип россыпей – самый распространенный и важный источник добычи россыпного золота. В общем, россыпные месторождения составляют 18% запасов и 10% прогнозных ресурсов сырьевой базы России.

Последние 10 лет технология электрического зондирования горных пород активно применяется в России для самых разных геологических задач: как поиска рудных месторождений, так и археологических исследований. Метод вертикального электрического зондирования (ВЭЗ) уступает электротомографии, которая дает более качественную информацию, представляя ее в виде двумерных и трехмерных геоэлектрических моделей среды.

«В речных отложениях золото залегает среди валунов и гальки. Это так называемая фация плесов и перекатов. Электротомография дает возможность  картировать эти золотоносные отложения, а также выявлять «карманы» – локальные углубления в поверхности коренных пород, в которых обычно максимальные содержания металла. Кроме того, метод позволяет выявлять источники россыпной золотоносности в коренных породах, то есть зоны золоторудной минерализации, из которых формировалась россыпь», — рассказал об исследовании кандидат геолого-минералогических наук, сотрудник ИНГГ СО РАН, доцент ГГФ НГУ Владимир Оленченко.

Ученые НГУ совместили данные, полученные методом электротомографии, с геологическими разрезами по шурфам и канавам и с результатами проб, которые собирались несколько полевых сезонов.

«По полученным данным нам удалось установить, что критериями геологической интерпретации для выделения русловой фации аллювия служат локальные аномалии повышенного и высокого УЭС от 500 Ом∙м до нескольких тысяч Ом∙м. В плане они представляют собой лентообразные аномалии, которые маркируют палеорусла и выявляются в результате площадных зондирований в долинах рек. Также мы выяснили, что электросопротивление аллювиальных отложений современных русловых россыпей существенно выше, чем УЭС русловой фации долинных и террасовых россыпей, что дает возможность различать эти виды россыпей на геоэлектрических разрезах», — добавил Оленченко.

Метод электротомографии поможет недропользователям экономить на бурении и проходке шуфров и будет широко применяться в поиске россыпного золота.

Источник фото: www.nsu.ru