Ученые НИУ «БелГУ», Института биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г.К. Скрябина Федерального исследовательского центра «Пущинский научный центр биологических исследований» РАН, Пущинского государственного естественно-научного института и Государственного научного центра прикладной микробиологии и биотехнологии, в п. Оболенск исследовали бактерии Exiguobacterium alkaliphilum штамм B-3531D по физиологическим, биохимическим и генетическим характеристикам.

Эксигуобактерии довольно гибкие метаболически, могут расти при температурах от -12 до + 55 ° C, адаптируются к любому атмосферному давлению и среде с тяжелыми металлами. Способность выживать в экстремальных условиях доказывается тем, что многие из бактерий были найдены в Гималаях, сибирской зоне вечной мерзлоты, ледяном керне в Гренландии и горячих источниках в Йеллоустонском национальном парке.

Ученые провели исследование и смогли секвенировать и полностью собрать геном нового штамма бактерий. Помимо выживания в среде с критическими условиями эксигуобактерии могут разлагать сырую нефть.

«При культивировании в минеральной среде, содержащей два процента сырой нефти, штамм утилизировал 50 процентов в течение 30 дней эксперимента. В моделируемой морской воде с тем же содержанием нефти потери углеводородов составили 45 процентов за тот же период», - рассказала  профессор кафедры биотехнологии и микробиологии НИУ «БелГУ», доктор биологических наук Инна Соляникова.

Разрушение микроорганизмами веществ, загрязняющих среду, при наличии высокой концентрации соли и разных температурах и улучшение роста растений открывает новые возможности в создании биологических препаратов двойного назначения. Ученые отметили возможность разработать препарат, который будет разлагать нефтепродукты и стимулировать развитие сельскохозяйственных культур.

Источник фото: www.bsu.edu.ru