Ученые СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ФГБНУ «Агрофизический институт» и ФГБУ «Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова» провели исследование, в котором разработали метод улучшения обмена веществ пекинской капусты. Результаты опубликованы в научном журнале Biointerface Research in Applied Chemistry.

Ученые получили химические соединения, созданные на основе кремния и наноалмазов. На поверхности семян соединения образуют пленку, которая улучшает процесс роста и повышает производительность растения. Разработка выполнена в виде золь-геля композиции (кремнезоля). По словам ученых, есть возможность представить его как водную дисперсию кремнезема.

В составе – шихта детонационного наноалмаза (ДНА) производства ФГУП «СКТБ Технолог», которую используют в качестве биологической добавки из-за его бактерицидных и фунгицидных свойств, и неалмазные формы углерода. Для предпосевной обработки семян применили шихту, обогащенную бором.

«Обработка семян растений золь-гель композициями на основе тетраэтоксисилана с добавками шихты ДНА улучшает обмен веществ растений, облегчает усвоение ими необходимых для их роста и развития питательных веществ. Сам кремний в составе функциональной пленки полезен семенам, поскольку кремний участвует в метаболизме растений. Использование пленкообразующих кремнезолей позволяет лучше других аналогов (жидких реагентов, супензий) защитить и закрепить на поверхности семени полезные для развития наночастицы», – рассказала профессор базовой кафедры нанотехнологий и наноматериалов в радиоэлектронике СПбГЭТУ «ЛЭТИ» при Институте химии силикатов (ИХС РАН), главный научный сотрудник лаборатории неорганического синтеза ИХС РАН Ольга Алексеевна Шилова.

Технология экологически безопасная, т.к. производство ведется на водной основе и имеет невысокую концентрацию соединений наночастиц кремнезема и шихты ДНА. Почти не имеет цвета и запаха. Проведенные эксперименты показали эффективность обработки семян пекинской капусты золь-гелем композицией. Всхожесть растения повысилась на 50-70%. Размер проростков растения стал больше, а биомасса через 20 дней посева увеличилась в два раза.

Исследователи планируют работать с другим составом растворов кремнезолей и применять их к другим сельскохозяйственным видам.

Источник фото: etu.ru