У Марса в будущем появится кольцо, как у Сатурна (хотя и другое по структуре) — но когда именно это произойдет, и сколько оно после этого просуществует, пока что точно сказать нельзя. К такому выводу пришли астрономы из Калифорнийского университета в Беркли и Городского колледжа Нью-Йорка (США), Бенджамин Блэк (Benjamin A. Black) и Тушар Миттал (Tushar Mittal), статью которых в журнале Nature Geoscience пересказывает сайт журнала Science.

Фобос, один из спутников Марса, ежегодно приближается к ней на несколько сантиметров. Когда орбита Фобоса станет достаточно низкой (это может произойти в интервале от ближайших 20 до 40 млн лет), гравитация Красной планеты буквально разорвет его на куски, размером до 2 км в диаметре. Причем собственно распад Фобоса произойдет очень быстро — в течение 40 дней, или даже меньше, как показывают расчеты.

Из этих обломков и сформируется кольцо, которое опоясывает Марс. По составу оно будет существенно отличаться от кольца Сатурна, в основном сложенного из частиц льда. Марсианское кольцо будет темным и почти невидимым с Земли, но все же оно закроет от Солнца некоторые участки поверхности Красной планеты.

Просуществует это кольцо недолго, так как останки Фобоса потом все равно упадут на Красную планету, изрыв его поверхность кратерами. Срок жизни кольца может быть различным, в зависимости от того, когда именно «разорвет» спутник. Если Фобос развалится через 40 млн лет, кольцо потом просуществует всего около 1 млн лет. Но если этот катаклизм приключится уже через 20 млн лет, то срок его жизни может возрасти до целых 100 млн лет.

Разрушение Фобоса и образование кольца вокруг Марса может показаться глобальным катаклизмом, однако это мелочь по сравнению с тем, что происходило на заре существования Солнечной системы. Например, ученые предполагают, что в ней когда-то была пятая планета-гигант, которая «вытолкнула» Нептун на периферию, а потом сама улетела в далекий космос, под действием гравитационных сил других планет.