Английские ученые расшифровали геном горных горилл и выяснили, каковы их шансы на дальнейшее выживание. Оказалось, что их численность снизилась вовсе не в наше время из-за активности современного человечества, а около 100 тысяч лет назад, вероятно, вследствие изменений климата. Так что популяция горилл привычна к малочисленности. Кроме того, в геноме животных редко присутствуют наиболее опасные мутации, прежде всего блокирующие формирование белков в организме, что также повышает шансы на выживание вида. Подробности опубликованы в журнале Science.

Гориллы на сегодняшний день находятся под угрозой полного исчезновения из-за того, что территория их обитания резко сужается, а браконьеры не оставляют их в покое. Попытки защитить этих редких животных порой заканчиваются трагически  — так, Дайан Фосси (Dian Fossey), много лет изучавшая горилл и активно боровшаяся против браконьерства, была убита в 1985 году. На сегодняшний день различные разновидности горилл насчитывают всего по нескольку сотен особей, и поэтому возникает еще и опасность вырождения вида из-за постоянного инбридинга.

Однако теперь английские ученые во главе с Крисом Тайлер-Смитом (Chris Tyler-Smith) смогли расшифровать геном горилл и получить важную информацию об их развитии. Раньше это было трудно делать, так как генетики могли анализировать лишь небольшие кусочки шерсти животных. Теперь же они получили образцы крови горилл, взятые у тех животных, которым люди оказывали медицинскую помощь и у тех, кто умер в заповеднике для горилл. В результате выяснилось, что поголовье горных горилл резко уменьшилось куда раньше, чем предполагали ученые.

Судя по генетической информации, это произошло около 100 тысяч лет назад, очевидно, в результате климатических изменений. При этом, однако, оказалось, что наиболее опасные мутации, прежде всего те, которые блокируют формирование белков в организме, ­редко присутствуют в генах горилл, и это дает им надежду на выживание.

При этом ученые подчеркнули, что нормальное развитие горилл возможно, только если люди будут бережно к ним относиться и не наступать на территорию их обитания.