Группа неврологов из Гарварда изучала развитие мозга у детей, воспитывавшихся в детских домах, и у детей, которых  усыновили в раннем возрасте. Результаты исследования опубликованы в журнале Jama Pediatrics.

Исследование проводилось в рамках масштабного проекта изучения положения и организации помощи многочисленным воспитанникам румынских детских домов. Bucharest Early Intervention Project (BEIP).

Количество детей, отправленных в детские дома в Румынии, резко возросло после падения режима Чаушеску в 1989 году. Вскоре после этого BEIP сумел обеспечить усыновление некоторого числа детдомовцев.

Недавно было проведено исследование, во время которого  с помощью диффузно-тензорной томографии было исследовано состояние мозга у тех детей, которые выросли в детском доме, у тех, кто был усыновлен в возрасте до двух лет , и у контрольной группы детей, живущих всю жизнь в родных семьях. Мозг детей изучался в возрасте двух и восьми лет.

Результаты показали удручающее воздействие жизни в детском доме на белое вещество мозга детей. В румынских детских домах воспитанники практически не имеют возможности установить какую-либо эмоциональную связь с воспитателями. Взрослые, ухаживающие за детьми, делают это посменно, и иногда ребенок за неделю вступает в контакт с семнадцатью взрослыми.

Так вот, оказалось, что у детей, имевших заметные трудности с поведением и когнитивной деятельностью, сенсорная депривация привела к анатомическим изменениям в мозге, а именно уменьшению объема белого вещества, по сравнению со сверстниками, воспитывавшимися в семьях. Пострадавшие области мозга включали узлы, ответственные за внимание, общие когнитивные способности и эмоциональную сферу. Эти — оказавшиеся весьма существенными — изменения могут объяснить хорошо документированные долгосрочные проблемы с поведением и отношениями с миром у многих детдомовцев. 

Единственным обнадеживающим результатом этого исследования оказывается другой вывод, сделанный на основе наблюдений за усыновленными детьми. Оказывается, отмеченные у детдомовцев нарушения белого вещества могут быть преодолены и ослабленные навыки восстановлены, если ребенка восстановили в достаточно раннем возрасте. Во всяком случае, данные МРТ усыновленных детей оказались не принципиально отличающимися от МРТ детей, выросших в семьях.