Ученые из Великобритании, США и Бразилии разработали перспективный метод помощи больным артритом. Избежать эрозии хрящевой ткани, которая лежит в основе ревматоидного артрита, позволяют точечные инъекции так называемых микровезикул в ткани. Статья опубликована в журнале Science Translational Medicine.

Внутриклеточные везикулы — это крошечные внеклеточные пузырьки, которые выделяют клетки различных тканей или органов в окружающую их среду. Микровезикулами называют пузырьки размером от 50 до 100 нанометров в диаметре. В новом исследовании ученые обнаружили, что микровезикулы, производящиеся определенным типов белых клеток крови, могут перемещаться к хрящевой ткани и выполнять защитную функцию для ее клеток. Попав внутрь, они запускают механизм репарации, процесс восстановления хрящевой ткани внутри сустава.

Тогда ученые попробовали сделать инъекции микровезикул непосредственно в суставы, пораженные артритом, чтобы защитить хрящевую ткань (опыты проводились на мышах). Для доказательства защитной роли микровезикул исследователи также создали генетически модифицированных мышей, у которых было снижено производство микровезикул в соответствующих клетках. В итоге при артрите у этих особей наблюдалось значительно более сильное поражение хрящевой ткани.

Суть такого действия микровезикул в том, что они содержат противовоспалительный белок под названием Аннексин-А1. За счет этого белка предотвращается гибель клеток хряща и стимулируется их восстановление. «Волшебные пузырьки» присутствуют в нашем организме от природы, но при ревматоидном артрите их недостаточно, чтобы справиться с воспалением.

Открытие должно привести к созданию новых методов терапии при артрите. Такие целенаправленные инъекции не ведут к различным побочным эффектам, которые наблюдаются при приеме препаратов, используемых сейчас.