Меловых вымираний могло быть два

Сначала вымерли глубоководные моллюски, а динозавры – несколько позже, полагают учёные

Считается, что так называемое мел-палеогеновое великое массовое вымирание произошло около 65 миллионов лет назад и его жертвой стали, в частности, динозавры. Однако новая работа учёных из Вашингтонского университета показывает, что вулканическая активность привела к гибели многих моллюсков за некоторое время до того.

Причиной мелового вымирания чаще всего называют падение крупного астероида на полуострове Юкатан. Тем не менее, ко времени этого события жизнь моллюсков на дне океана уже исчезала из-за последствий вулканической деятельности на Деканском плато.

«Извержения начались за 300—200 тысяч лет до падения и длились порядка 100 тысяч лет», – считает автор статьи Томас Тобин (Thomas Tobin).

После извержений атмосфера заполнилась высокодисперсными частицами, что сначала несколько охладило планету, но при этом создало условия для парникового эффекта и потепления, которое и привело к первому вымиранию.

«Аэрозоли активны от 1 до 10 лет, а влияние диоксида углерода сохраняется сотни и десятки тысяч лет», – пояснил Тобин.

В результате погибли обитатели морского дна. Свободноплавающие виды вымерли только после падения астероида.

Учёные работали на острове Сеймура рядом с Антарктическим полуостровом. Они взяли образцы пород и ископаемых и датировали их магнитостратиграфическим методом. На основании полученных данных исследователи и пришли к выводу, что вымираний было два. Не исключают они, однако, что первое событие подорвало жизнестойкость многих видов, которые вымерли уже после падения астероида.

вашингтонский университет вымирание