Учёные предложили «закручивать» свет, чтобы сделать интернет быстрее

Создание пучков света, двигающихся по спиральной траектории, поможет существенно повысить пропускную способность световодов, считают американские исследователи

Чтобы повысить пропускную способность и скорость современных интернет-каналов, работающих на волоконной оптике, надо запускать по ним предварительно закрученный свет, полагает группа исследователей из Бостонского университета и университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе.

До недавнего времени рост объёмов передаваемых данных можно было нивелировать с помощью технологии, разработанной ещё около двух десятилетий назад, используя для разных сигналов лучи света с разной длиной волны, а попутно увеличивая число «полос движения» за счёт их сужения. Однако в последнее время интернет-трафик растёт столь стремительно, что дальнейшее сужение каналов  приведёт попросту к путанице в информационных потоках.

Несколько лет назад инженеры и физики впервые попытались использовать для кодирования не только цвет, но и форму светового луча, «играя» с таким его параметром, как угловой орбитальный момент. Были созданы фильтры, позволяющие свету «войти в штопор», и учёные стали экспериментировать с одновременной передачей прямых и закрученных пучков. Однако с конца 90-х по начало 2010-х годов особого прогресса в этом направлении не наблюдалось: сигналы начинали запутываться между собой, не пройдя и метра. Теперь же американским учёным удалось передать оба эти вида световых потоков на рекордное расстояние 1,1 километра, сконструировав кабель, поперечное сечение которого имеет переменный рефракционный коэффициент (это один из показателей, характеризующих скорость света в той или иной среде).

По словам главы бостонской команды исследователей Сиддхартха Рамачандрана, перенос технологии из лабораторных стен в реальную жизнь всегда требует времени, и о глобальной замене современных оптических кабелей, проводящих только прямые пучки света, речи пока не идёт. Ближайшую цель Рамачандран и его коллеги видят в создании каналов небольшой длины для связи между серверами на так называемых «серверных фермах», используемых крупными интернет-компаниями вроде Google или Facebook.

волоконная оптика интернет информационные технологии телекоммуникации