Раковые клетки можно захватывать «щупальцами» из ДНК

Американские учёные разработали технологию забора опухолевых клеток из образца крови при помощи цепочек ДНК

Опухолевые клетки, циркулирующие в организме пациента с кровью, дают много сведений о реакции опухоли на лечение. Но выделить эти клетки непросто. В последнее время активно развиваются способные делать это устройства на микрожидкостной платформе. Однако обработка нужного объёма крови идёт очень долго, а извлечь опухолевые клетки из образца для анализа очень сложно.

Массачусетский технологический институт и больница Brigham and Women’s при Гарварде создала замену таким устройствам – «щупальца». Учёные покрыли микрожидкостный канал длинными цепочками ДНК, которые похожи на щупальца – аптамерами. Они связываются с определёнными белками, которые находятся на поверхности раковых клеток. Потом аптамеры можно расщепить при помощи ферментов и исследовать захваченные клетки.

Таким образом, скорость потока крови с опухолевыми клетками увеличилась в 10 раз по сравнению с устройствами старого поколения. При этом система отлавливает 60—80 % опухолевых клеток. На данный момент структура площадью в 1 квадратный сантиметр пропускает 1 миллилитр крови в час, но если аппарат увеличить, то и скорость вырастет до 100 миллилитров в час. Технология описана в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Источник: web.mit.edu