Туберкулез появился в Африке 70 тысяч лет назад, выяснили ученые

Группы ученых из США, Швейцарии и Китая установили происхождение туберкулеза, разработали быстрый способ анализа его генома и исследовали его лекарственную устойчивость.    Результаты исследований опубликованы сразу в четырех статьях журнала Nature Genetics. Ученые считают, что полученные знания помогут им разработать новые эффективные методы лечения этого заболевания.

Себастьян Ганье из швейцарского Института тропиков и общественного здоровья и его коллеги расшифровали геном 259 штаммов палочки Коха, вызывающей туберкулез, и восстановили эволюционное "дерево" смертельно опасного заболевания. Оказалось, что возбудитель туберкулеза появился в Африке по крайней мере 70 тысяч лет назад.

С тех пор человек и туберкулез "бок о бок" мигрировали из Африки и распространились по всему миру, при этом сопутствовавшие этому перемены в образе жизни древних людей оказались мощным стимулом для эволюции заболевания. Ганье отмечает, что разнообразие штаммов возбудителя резко выросло, когда люди стали активно расселяться на новых территориях.

Исследователи заключают, что туберкулез, в отличие от многих других инфекционных заболеваний, не передавался человеку от одомашненных животных — "просто потому, что появился гораздо раньше последних", говорит Ганье. Передача от человека к человеку, скорее всего, стала возможна в процессе так называемого неолитического демографического перехода: после возникновения сельского хозяйства примерно 9-10 тысяч лет назад рождаемость резко выросла, как и численность людей, постоянно проживающих в устойчивых группах.

Серьезной проблемой в лечении туберкулеза является его способность достаточно быстро вырабатывать устойчивость к медицинским препаратам, а отдельные штаммы, встречающиеся в Индии и Ираке, уже практически неизлечимы. Меган Мюррей из Гарвардской медицинской школы и ее коллеги предложили новый способ быстрого анализа генома штаммов палочки Коха, который позволил им выявить 39 новых генов, связанных с выработкой лекарственной устойчивости. Из 123 проанализированных штаммов 47 имели разную степень устойчивости к различным препаратам, используемым для лечения туберкулеза.

"Раньше считалось, что устойчивость высокого уровня формируется за счет единичных мутаций — у штамма либо они есть, либо их нет — но наши результаты ставят под вопрос эту парадигму. Информация о том, что малые изменения на ранних стадиях формирования устойчивости "открывают дорогу" большим переменам, поможет нам обогнать лекарственную устойчивость", — сказала Мюррей.

При этом, как считают авторы исследования, многие из найденных ими генов участвуют в формировании резистентности не к одному антибиотику, а сразу к целому классу препаратов, действующих схожим образом — например, воздействуя на клеточные стенки бактерии.

Еще одна группа исследователей под руководством Би Лицзюнь из Института биофизики Китайской академии наук проанализировала геномы палочки Коха из 161 образца, собранного на территории КНР, где, по данным ученых, 5,7% новых случаев заболевания туберкулезом приходится на штаммы, имеющие множественную лекарственную устойчивость. Ученые, в частности, нашли 72 гена-"подозреваемых" и тоже пришли к выводу о том, что механизм формирования устойчивости сложнее, чем считалось.

Это факт подтвердили и исследования группы Дэвида Алланда из университета Ратгерса, которая "пошагово" изучала формирование устойчивости к  этамбутолу — одному из противотуберкулезных препаратов первого ряда, куда входят минимально токсичные лекарства, дающие максимальный эффект.

палочка коха туберкулез