Диагностика туберкулёза станет доступна каждому

Специалисты Стэнфордского университета разработали тест на туберкулёз, который может провести любой человек

В журнале Nature (Nature Chemistry) опубликована работа специалистов Стэнфордского университета, создавших качественно новую методику определения туберкулёза. Она позволяет провести более быструю и качественную диагностику заболевания, чем многие современные методики, и к тому же не требует большого лабораторного штата и сложного оборудования.

Туберкулёз – бич многих поколений. На протяжении 2010 года от этой страшной лёгочной инфекции ежедневно умирало до четырёх тысяч человек, в основном в развивающихся странах. Основные причины быстрого распространения болезни – несвоевременная диагностика и слишком долгое неэффективное лечение. По данным Всемирной организации здравоохранения, от одного больного, если к нему вовремя не применить необходимую терапию, за год могут заразиться 10-15 человек.

Чаще всего туберкулёз диагностируют, исследуя под микроскопом выделяемую при кашле мокроту. Есть и другие методики, основанные на рентгенографии или анализах крови. Но все они требуют больших затрат времени и развитой клинической инфраструктуры, а кроме того, имеют высокую погрешность на биоматериале тех больных, у которых туберкулёзные палочки выделяются в относительно небольших количествах – например, детей.

Учёные из Стэнфорда под руководством Цзянхуна Жао разработали технологию определения бактерий с использованием светящихся молекул-маркеров. Дело в том, что туберкулёзная палочка выделяет особый фермент, называемый бета-лактамазой. На основе расщепляемых им веществ бета-лактамов Жао и его коллеги создали индикатор, дающий слабое голубое свечение после совершения химической реакции с данным белком. Это свечение можно увидеть с помощью прибора, состоящего из светодиода и пары фильтров, и даже сфотографировать на камеру мобильного телефона, чтобы потом показать врачам снимки, пишут корреспонденты Nature.

В ходе экспериментов также выяснилось, что новый диагностический принцип обеспечивает гораздо более высокую чувствительность: с его помощью оказалось возможным засечь менее десяти туберкулёзных бактерий в необработанном образце мокроты.

«Хотя методика всё ещё требует клинических испытаний, она может оказать большое влияние как на развитие противотуберкулёзной терапии, так и на методы контроля над распространением болезни, особенно в районах, где новые технологии доступны не всем», – замечает микробиолог Гарвардской школы общественного здоровья Эрик Рубин (Eric Rubin), не участвовавший в исследовании.