Цунами способствуют распространению инвазивных видов

Некоторые виды тихоокеанских животных воспользовались «эффектом безбилетника» за счёт цунами и могут нанести немалый ущерб морской…

Разрушительное цунами прошлого года в Японии способно дать отсроченный и весьма неожиданный эффект за пять тысяч миль от очага землетрясения, считают американские учёные. Среди обломков, которые принесли морские течения из западной части Тихого океана в восточную, обнаружено около 60 видов морских животных и растений, признанных инвазивными – то есть способными вытеснять коренные виды того же семейства или со схожим образом жизни из их экологической ниши.

«Каждую зиму и весну мы находим на побережье множество всякого мусора, к которому цепляются существа из открытого океана. Но обломки от цунами – это совсем другое: обросшие части береговых объектов, разрушенных огромной волной, несущие на себе именно прибрежные японские виды», – рассказывает Джон Чапман (John Chapman), специалист по инвазивным морским видам из университета штата Орегон.

К подобным существам относится, в частности, северо-тихоокеанская морская звезда, без разбору поедающая моллюсков. Когда-то её личинки были случайно завезены на остров Тасмания, и выросшие из них звёзды буквально опустошили дно в данной акватории, после чего перешли к каннибализму.

Помимо иглокожих, обломки, порождённые цунами, «перевозят» в Америку множество усоногих раков, мидий, устриц, червей и крабов, а также водорослей, растущих и размножающихся быстрее, нежели их местные сородичи.

По расчётам учёных, гигантская сейсмическая волна, вызвавшая аварию на АЭС «Фукусима-1», произвела в общей сложности около пяти миллионов тонн различного мусора, циркуляция которого в море будет продолжаться ещё 15 лет, пишет английская газета The Telegraph.

биоразнообразие инвазивные виды океанология сша цунами япония