Материалы портала «Научная Россия»

Церковь и общество: союз или нет?

Как переплетаются церковь и гражданское общество, насколько церковь независима от влияния государства, кому нужен панк-молебен Pussy Riot и чт

Проблемы взаимодействия церкви и общества сейчас получили широкое обсуждение, причем преобладают абсолютно полярные оценки. Например, в последнее время РПЦ позиционирует себя как «ведущий в России институт гражданского общества», оппоненты данный факт постоянно оспаривают. Портал «Научная Россия» и религиовед, кандидат философских наук Борис Кнорре решили разобраться в проблеме с научной точки зрения. Мы приводим аргументы «за» и «против» того факта, что церковь – институт гражданского общества.

Борис Кнорре, религиовед, кандидат философских наук, доцент факультета философии ВШЭ: «Церковь заранее не доверяет человеку!»

Николай Сванидзе, журналист, историк:  «А может кто-то на пень молится! Кому какое дело!»

Аргументы «ЗА»

1. Церковь представляет собой самостоятельную силу, которая ориентируется на свои собственные мотивы и не зависит от государства. Это одна из основных характеристик гражданского общества – способность быть независимым, выполнять роль общественного института.  Если анализировать советский период, то видно, что церковь старалась проявить себя как институт гражданского общества. Особенно в период по 1943 год, когда она была лишена даже иерархической системы управления. Церковь выжила не только без государственной поддержки, но и без этой системы. В послевоенный период церковь – самоорганизующаяся структура. Государство и его координация - вторичны. В 1990-е годы, когда завершился период политики государственного атеизма, начался достаточно быстрый рост церковных общин. Их никто специально не инициировал. Это была воля людей, которые собирались, тратили свое время, отстаивали храмы. И это как раз было  явлением гражданского общества.

2. В церкви часто возникают такие формы самоорганизации как православные братства, крестные ходы. Последние собирают по несколько тысяч человек по всей России. Люди общаются друг с другом, помогают в пути, у них возникают особенные доверительные отношения.

3.Еще один признак гражданского общества – организация издательской миссионерской деятельности, распространение литературы. Здесь многое делается на чисто волонтерских основах. Есть масса инициатив по системе сдержек и противовесов.

Аргументы «ПРОТИВ»

1. В церкви ощущается недостаток солидарности по отношению к отдельным церковным образованиям. Каждая епархия – нечто самостоятельное, каждый синодальный отдел – тоже. Если в нем меняется руководитель, то «форматируется» буквально все. Стирается вся информация на сайте. Удаляется вся база данных за 15 лет.

2. Православная церковь – единственная религиозная организация, в которой административная структура четко копирует государственную. Дискурс официальной риторики меняется достаточно быстро. Один из примеров не очень положительный. Многие знают о том, что еще два года назад патриарх Кирилл делал акцент на том, что церковь должна содействовать модернизации, провозглашенной бывшим президентом Медведевым. Политический курс изменился, и патриарх заявил о том, что модернизация может нести опасность независимости России.

3. Согласно утверждениям церкви, чем дальше человек продвигается в своем духовном росте, тем больше недостатков он обнаруживает в себе. И это признак его совершенствования. Такая традиция вырабатывалась в монашеской среде, где человек уходил от социума, от города, например, в пустыню и анализировал самого себя. Однако когда человек пытается делать тоже самое в пределах современного общества, он начинает говорить  не «я виноват», а «мы виноваты». И вот здесь уже появляется позиция обвинителя. А это формирует определенное сознание.

4. В этом году произошли события, которые заставляют отдельно задуматься над церковной культурой, над тем, как вообще церковь взаимодействует с обществом. По словам священника Георгия Крылова, церковь разделена на несколько субкорпораций, которые друг другу не доверяют. А характерный признак взаимоотношений - «дрожащие колени священников при виде архиерея…» Существует перманентная угроза наказания вне зависимости от того, сделал ли ты что-то не так или нет.

5. Выступление Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Это событие «взорвало» весь мир. Проиграли и церковь, и противоположная сторона. Панк-молебен восприняли как кощунство даже те, кто критически относился к церкви. Большинство людей Pussy Riot осудили. Тем не менее, на этом церковная среда не остановилась, и появился определенный тренд: наш основной враг – это Америка, Запад. Где-то 40% священнослужителей теперь упоминают в молитвах Запад как основного врага.

После выступление Pussy Riot появился и законопроект об уголовной ответственности «за оскорбление чувств верующих». Его рассмотрение отложено до весны 2013 года. Однако он сразу вызвал массу протестов. По мнению экспертов, законопроект мягко говоря, написан очень расплывчато.

6. Церковь почти полностью уходит от линии самокритики. Теперь любой критический разговор воспринимается как разговор врага. Это свидетельство недоверия к обществу. Отсюда и большая информационная закрытость. Еще одна проблема – отсутствие «обычной» личности, которая помогала бы обсуждать, ставить и решать проблемы. Это глобально мешает формированию церкви как института гражданского общества.

 Текст подготовлен на основе материалов лекции Бориса Кнорре «Православная церковь и гражданское общество в современной России».

гражданское общество религия церковь

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий