Современная гигиена губительна для мышц

Триклозан, входящий в состав многих зубных паст, мыла и других гигиенических средств, может серьёзно понижать мышечную активность

Триклозан, входящий в состав многих современных зубных паст, мыла и других гигиенических средств в качестве антибактериального компонента, может оказывать разрушительное воздействие на мышцы человека. Об этом свидетельствуют данные учёных из Школы ветеринарной медицины Калифорнийского университета в Дэвисе, пишет издание Science News.

Айзек Пессах (Isaac Pessah) и его коллеги ещё четыре года назад выяснили, что триклозан оказывает воздействие на особые клеточные органоиды, называемые рианодиновыми рецепторами. Последние регулируют приток кальция в клетку. По словам Пессаха, триклозан активирует их, в том числе и в клетках мышечной ткани, но странным способом: при этом заглушаются нервные импульсы, вызывающие сокращение мышц.

Продолжив эксперименты, медики стали вводить очень малые дозы этого вещества мышам и рыбам. Уже у первой мыши через минуту после введения развилась сердечная недостаточность, и она умерла, хотя доза составляла всего один процент от необходимой для отравления. У других грызунов ещё более ничтожные порции триклозана вызывали как ухудшение работы сердца, так и ослабление мышц ног.

Другая группа исследователей под руководством Хайко Шёнфусса (Heiko Schoenfuss) из университета Сен-Клу, штат Миннесота, обнаружила тот же самый эффект у рыб толстоголовов: те из них, которые жили в воде с триклозаном, плавали медленнее. При этом общая нервная реакция у них не ухудшалась.

«Регуляция кальция имеет фундаментальное значение для функционирования любого организма», – замечает Шёнфусс, добавляя, что влияние на неё триклозана «открывает целый ящик Пандоры с возможными побочными эффектами».

В наши дни, в связи с широким использованием в гигиене, этот антибактериальный агент весьма распространён не только в городских сточных водах – его следы находили даже в водопроводной воде, а также в образцах жидкостей из организма человека.