Стресс изменяет детские гены

Исследователи изучили ДНК 40 мальчиков из крупных городов США в возрасте 9 лет и обнаружили, что теломеры детей, которые растут в бедности и неблагополучной семье на 19% короче, чем у детей из благополучных семей. Длина теломер часто считается биомаркером

Дэниэл Ноттерман (Daniel Notterman) из Университета штата Пенсильвания (США) вместе с коллегами проанализировал хромосомы 5 000 детей, рождённых у неженатых родителей между 1998 и 2000 годами. Положение детей оценивали по уровню образования матери, уровню дохода, жёсткости воспитания и по тому, стабильны ли были семейные связи вокруг ребёнка (грубо говоря, часто ли мать меняет сожителей). И уровень образования родителей, и доход влияют на то, в каких условиях приходится жить ребёнку, и если с обоими показателями неважно, то и ребёнка ждёт постоянный стресс.

Оказалось, что при наличии у матери аттестата средней школы теломеры её ребёнка были на 32% длиннее, чем у детей с недообразованной мамашей. То же самое и с общей семейной стабильностью: если семейные связи были прочными, теломеры оказывались длиннее на 40%. Но при этом связь между социоэкономическими условиями и длиной теломер зависела от двух генов, TPH2 и 5-HTT, которые определяют содержание нейромедиаторов серотонина и дофамина в мозге.

Известно, что некоторые варианты TPH2 связаны с биполярным расстройством и другими психоневрологическими заболеваниями. А некоторые варианты 5-HTT уменьшают количество серотонина в синапсах, что опять-таки может иметь отношение к психоневрологическим проблемам. Считается, что некоторые аллели TPH2 и 5-HTT повышают чувствительность к внешним стрессовым факторам.

Однако именно эти повышающие чувствительность аллели, как оказалось, могут защитить теломеры от активного укорочения — если ребёнок растёт в нормальном окружении.

Если же, наоборот, семья бедствует и семейные связи нестабильны, эти аллели будут способствовать укорочению теломер. А вот если этих вариантов генов вообще нет (не самих генов, а именно их «чувствительных» вариантов-аллелей), то окружающие условия никак не влияют на теломеры. Итак, восприимчивость хромосом к социально-психологическому стрессу зависит от двух генов, управляющих важными химическими компонентами мозга.

При этом влияние среды может быть как со знаком «+», так и со знаком «–», в любом случае для этого нужны одни и те же варианты генов. То есть с этими генами вы можете замедлить укорочение своих теломер, но только если вам доведётся расти в хороших условиях. Гены в данном случае работают как антенны, ловящие сигналы среды и передающие их на хромосомы.

Впрочем, очень легко сказать: «Гены передают внешний сигнал на хромосомные теломеры»; очевидно, что тут задействован более чем непростой молекулярно-физиологический аппарат, работу которого учёным ещё предстоит расшифровать.

stress-

Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS.

биомаркер хронического стресса длина теломера днк неблагополучная семья теломеры детей