Деревья хранят следы древней радиационной вспышки

В годовых кольцах старых деревьев обнаружено повышенное содержание радиоактивных изотопов

Японские учёные обнаружили повышенное содержание радиоактивного изотопа углерода-14 в древесине деревьев, возраст которых превышает 1000 лет. Они полагают, что это может быть связано со вспышками космической радиации, затронувшими Землю более 12 веков назад.

Обычно углерод-14 возникает в земной атмосфере, когда излучения из космоса порождают в ней большое количество быстрых нейтронов, а те, в свою очередь, воздействуют на атомы стабильного азота – он, теряя протоны, и превращается в радиоактивный углерод. Такой процесс может идти и за счёт фоновой радиации – на этом основан радиоуглеродный анализ, широко применяемый в исторической науке. Однако количество изотопа в древесных годовых кольцах, соответствующих примерно 774-775 годам нашей эры, столь велико, что заставляет учёных задуматься о том, какое космическое явление вызвало этот выброс.

Чаще всего такие явления представляют собой либо взрывы сверхновых звёзд, либо вспышки солнечной активности. И те, и другие мало подходят на роль «виновников происшествия» именно в 8-м веке, считает профессор Фуса Миякэ из университета японского города Нагоя, под руководством которого было совершено открытие. Ведь в истории нет никаких свидетельств ни о «звёздах, видимых даже днём» (как это было в 1006 и 1054 годах), ни о полярных сияниях. Кроме того, столь массивный выброс заряженных частиц сильно повредил бы озоновый слой, что чревато природными бедствиями – но они опять же не фиксировались. И даже если бы катаклизм произошёл над Южным полушарием и не был замечен тогдашними астрономами, следы его могли бы быть наблюдаемы с помощью современных радиотелескопов и рентгеновской аппаратуры.

Тем не менее, астрофизик Дэниел Бейкер из университета Колорадо предполагает, что солнечные вспышки нельзя списывать со счетов, поскольку они могут принимать форму так называемого «массового коронарного выброса». В этом случае потоки заряженных частиц разгоняются до больших скоростей за счёт взрывов плазмы в атмосфере Солнца, хотя сам уровень радиации может быть относительно низким.

Источник: Ричард Лаветт, Nature.com