Топ-10 самых ярких звезд

Ответ на вопрос «Какую звезду лучше всего видно ясным июньским днем?» очевиден: Солнце. А как оценить остальные?

Ещё во II веке до н.э. древнегреческий астроном Гиппарх разделил все звёзды на шесть величин. Самые яркие он назвал звёздами первой величины (отсюда, кстати, пошло знаменитой крылатое выражение), самые тусклые – звёздами шестой величины, а остальные равномерно распределил по промежуточным величинам. Много позже яркость звёзд измерили, вывели формулы и определили закономерности. За начало отсчета по звездной шкале приняли Вегу, чей блеск приравняли к нулевой звездной величине. Если звезда  тусклее Веги, ее звездная величина положительна, если ярче – отрицательна.

Итак, ранжируем звезды по видимой звездной величине, или блеску. Не путать со светимостью:  светимость – это полная энергия, излучаемая астрономическим объектом в единицу времени. Светимость в отличие от видимой звездной величины не зависит от расстояния до объекта.

10.  Бетельгейзе

В Древней Греции в созвездии Ориона видели охотника по имени Орион, погибшего то ли от стрел богини Артемиды, то ли от укуса скорпиона. Альфа Ориона – красный сверхгигант Бетельгейзе, что в переводе с арабского означает что-то вроде плеча или подмышки гиганта. Плечо и вправду исполинское: это одна из крупнейших среди известных астрономам звёзд. Если Бетельгейзе поместить на место Солнца, то при минимальном размере она заполнила бы орбиту Марса, а при максимальном — достигала бы орбиты Юпитера. Бетельгейзе – звезда переменная, с заметной периодичностью в изменении блеска – от 0,2 до 1,2.  Светит она куда ярче Солнца: минимальная светимость  Бетельгейзе больше светимости Солнца в 80 тысяч раз. Но расположена далековато: по разным оценкам, от 495 до 640 световых лет. Не сравнить с нашим дневным светилом: оно расположено в 8,31 световых минутах от Земли.

9.  Ахернар

В переводе с арабского Ахернар – «конец реки». Мифологическая река называется Эридан, и ее часто считают земной рекой По или Нилом. Ярчайшая звезда в созвездии Эридана  имеет видимую звездную величину 0,5 что ставит нее на девятое место на небе.  Ахернар примерно в семь раз тяжелее Солнца и во много раз превосходит его по светимости. Эта яркая голубая звезда вращается так быстро, что ее сплющивает: экваториальный диаметр Эридана в полтора раза больше полярного.

8.  Процион

Самая яркая звезда созвездия Малый Пес – Процион: ее блеск 0,4. И древние греки, и египтяне давно заметили, что Процион восходит незадолго до Сириуса. Египтяне всегда с нетерпением ждали этих звезд: они предвещали скорый разлив Нила. Поскольку Сириус, как мы скоро выясним, называли «Собачьей звездой», то Процион – это «предшественник собаки», если переводить с греческого. Подобно Сириусу, Процион тоже двойная звезда: Процион А – относят к субгигантам, Процион В – белый карлик. Каких-то 11 с небольшим световых лет отделяют Процион от Земли – это одна из ближайших к нашей планете звёзд.

7.  Ригель

Бело-голубой сверхгигант Ригель  с блеском 0,12 – это «нога» в переводе с арабского все того же  гиганта Ориона. Остальные показатели Ригеля тоже колоссальны: Бета Ориона в 74 раза больше Солнца и превосходит его по светимости примерно в 130 000 раз. Даже сдержанные энциклопедии называют Ригель самой мощной из ярчайших звезд на небе. При таких размерах и мощи Ригель переменчив – его блеск колеблется от 0,03 до 0,3. И не одинок – в системе Ригель три звезды. И необидчив – покорно уступил звание альфы Ориона менее яркой Бетельгейзе.

6.  Капелла Звезда  Капелла не поет, и даже само ее название произошло от другого латинского слова. Альфа Возничего в переводе с латыни – «козочка»: греки и римляне видели в ней козу Амалфею или Амальтею, вскормившую Зевса-Юпитера. Это та самая коза, рог которой превратился в рог изобилия. Ничего себе небесная козочка – желтый гигант с видимой звездной величиной, равной 0,08! Капелла тоже переменная, отчего в  рейтингах случаются путаницы, и тоже двойная: две звезды светимостью в десятки раз больше, чем Солнце каждая, удалены друг от друга на сто миллионов километров, то есть на 2/3 расстояния от Земли до Солнца и вращаются с периодом 104 дня. Встретите в англоязычной литературе «пастушью звезду» – не пугайтесь: это она, наша знакомая Капелла.

5. Вега

Знакомьтесь: ноль. Вернее то, что очень долго за ноль принимали. Вегу из созвездия Лиры астрономы приняли за точку отсчета по шкале звездных величин. Нынче ее блеск равен 0,03, а о том, переменная Вега или нет, астрономы продолжают спорить. Хотя Вега довольно неплохо изучена, возможно, лучше, чем какая-либо другая звезда. Одна из вершин большого летнего треугольника (остальные две – это Денеб и Альтаир) вертится вокруг своей оси, как юла – полный оборот она совершает за 12,5 часов. В ее названии разглядели приблизительную транслитерацию слова wagi, то есть падающий из сложной арабской фразы со значением «падающий орел» или «падающий гриф»: созвездие Лиры казалось арабам пикирующей хищной птицей. В знаменитом атласе «Уранометрия» Вега изображена в клюве орла, держащего лиру.

4. Арктур

Ну вот мы и вышли в минус! «Страж Медведицы» имеет видимую звездную величину -0,05. Стражем медведицы, то есть Арктуром Альфу Волопаса прозвали греки. Расшифровывают эту небесно-мифологические загадку так: Арктур – это  сын Зевса Аркад, отправленный на небо отцом, чтобы охранять свою матушку, нимфу Каллисто, превращенную в Большую Медведицу. Красный гигант Арктур довольно близок, по космическим меркам, к Земле – каких-то 36,7 световых года. Найти яркую звезду на небе немудрено: с территории России Арктур виден круглый год, стоит лишь проложить дугу через три звезды ручки ковша Большой Медведицы. Сказано же – страж!

3.  Проксима Центавра

Разнобразные викторины и популярные книжки совершенно запутали зрителей-читателей: что ближе к Солнечной системе: Альфа Центавра или Проксима, то есть в переводе с латыни «ближайшая», Центавра? Так вот, красный карлик Проксима Центавра входит в звездную систему Альфа Центавра. И все это вместе – бронзовый призер ночного неба по блеску с результатом  –0,27. А центавр – это тот же кентавр, только пришедший из латыни. Книгам, фильмам и компьютерным игрушкам в которых фигурирует Альфа Центавра, несть числа – ближайшая к нам звездная система издавна манила фантастов и фанатов межзвездных контактов.

2.  Канопус

Среди 48 созвездий в атласе Клавдия Птолемея был и Корабль Арго. В середине XVIII века его разделили на части Киль, Корма, Паруса. Символично, что альфа Киля стала путеводной звездой для других кораблей. И эти корабли космические: Канопус используется в системах астрокоррекции, начиная с первых советских автоматических межпланетных станций. Желтовато-белая звезда-сверхгигант с блеском  –0,72 виден на небе с территорий южнее Афин. Светимость Канопуса – около 14 000 солнечных. Это наибольшая светимость среди всех звёзд, расположенных в радиусе 700 световых лет от Солнца.

1.  Сириус

В отличие от Канопуса, Сириус обладает светимостью всего лишь в 22 раза выше, чем у Солнца. Но он многократно к нам ближе – 8,6 световых лет, вместо 310 у Канопуса. Вот так и вышло, что Сириус – чемпион, его видимая звездная величина аж  –1,47, что целиком согласуется с названием: в переводе с греческого «яркий» или «блестящий». Альфу Большого Пса с древности называли «песьей звездой»: по греческой мифологии звездой Сириусом стала собака – то ли охотника Ориона, то ли винодела Икария. Римляне называли Сириус «Каникула», то есть маленькая собачка.  Появление Сириуса в лучах утренней зари – а это происходило в июле – предвещало римлянам наступление сильной жары. Полевые работы прекращались, знать разъезжалась по загородным виллам. Наступали  dies caniculares  – «собачьи дни», то есть по-нашему каникулы. Оттуда же английская идиома «собачьи дни», то есть сильная жара. Забавно: у нас-то собачий – холод.