Топ-10 новых биовидов 2012 года

Из 18 тысяч новых видов флоры и фауны, описанных учеными в 2011 году, эксперты отобрали десятку самых ярких.

Каждый год Международный институт по исследованию видов при Университете штата Аризона составляет список самых интересных видов флоры и фауны, описанных учёными. Из 18 тысяч описанных в 2011 году биологических видов эксперты отобрали десятку самых ярких — в силу необычной внешности, названия или истории открытия.

1. Чихающая мартышка (Rhinopithecus strykeri)

В Мьянме зоологи, изучавшие гиббонов, случайно открыли новый вид мартышек. Это чёрное существо с белой бородой находится под угрозой исчезновения. Местные жители рассказали учёным, что найти обезьяну несложно: достаточно дождаться окончания дождя и идти на громкие звуки. Дело в том, что капли воды постоянно попадают во вздёрнутый нос мартышек, и животные чихают.

2. Медуза «Ух ты!» (Tamoya ohboya)

Эту поразительно красивую, но очень ядовитую медузу впервые заметили в 2001 году на побережье карибского острова Бонэйр. Научное же её описание было опубликовано только в 2011 году, а название выбирали пользователи интернета. Из 300 вариантов, принимавших участие в голосовании, победило имя ohboya – от английского «Oh Boy!» («Ух ты!»). Автор названия, преподаватель биологии Лиза Пек (Lisa Peck) подумала, что именно такой возглас удивления должны издавать люди, впервые встречающие это существо.

3. Червь Сатаны (Halicephalobus mephisto)

Среди сухопутных многоклеточных глубже всех обитает нематода длиной в половину миллиметра, названная червём Сатаны. Это существо нашли на глубине 1300 метров в золотопромышленном руднике в ЮАР. Червь прекрасно приспособлен как к громадному давлению на глубине, так и к постоянной температуре окружающей среды около 37 градусов Цельсия. Подземные воды в среде обитания червя не контактировали с атмосферой на протяжении последних 4—6 тысяч лет. Если возможна жизнь на такой глубине на Земле, то почему бы не поискать её и в недрах других планет?

4. Ночная орхидея (Bulbophyllum nocturnum)

Орхидея открытого недавно вида — единственная, цветок которой распускается ночью, около 10 часов вечера. На следующее утро, через 12 часов, он закрывается. Этот вид известен в единственном экземпляре и скоро может совсем исчезнуть из-за активной вырубки лесов в Новой Гвинее, где он и был найден.

5. Оса-бомбардировщик (Kollasmosoma sentum)

Особи новооткрытого вида осы умеют летать всего в 1 сантиметре над землёй в поисках жертвы – муравья-бегунка Cataglyphis ibericus. Завидев цель, оса пикирует и сбрасывает яйца в муравья, будто бомбы. «Фигура высшего пилотажа» выполняется всего за 0,052 секунды. Иногда жертвы вовремя замечают паразита – тогда они отмахиваются от него лапками и раскрывают жвалы. Успешные и не очень схватки муравьёв с осами можно посмотреть на видео.

6. Губка Боб Квадратные Штаны (Spongiforma squarepantsii)

Названный в честь персонажа известного мультфильма, этот вид действительно больше походит на губку, чем на гриб, которым он и является. Его тело можно сжимать, и оно быстро восстанавливает свою обычную форму. Есть у него и другие сходства с Губкой Бобом: персонаж живёт в доме-ананасе, а найденный гриб имеет фруктовый запах; текстура гриба напоминает дно океана, усеянное морскими губками, и даже его споры похожи на губку.

7. Труднодоступный мак (Meconopsis autumnalis)

Не все новые виды маленькие и незаметные. Этот яркий мак оставался неизвестным науке из-за того, что найти его можно только на 3300—4200 метрах над уровнем моря в центральных районах Непала: это очень высоко, да и в целом флору Азии мало кто изучает. Самое удивительное, что образцы этого мака учёные собирали уже дважды, в 1962 и 1994 годах, но оба раза ошибочно относили к описанному ранее виду.

8. Громадная многоножка (Crurifarcimen vagans)

Хотя эта многоножка меньше африканской (Archispirostreptus gigas, 38 сантиметров), она самая крупная в горной системе Восточного рифта в Танзании – зоне поразительного биоразнообразия. Тело её состоит из 56 колец диаметром по 1,5 сантиметра, к каждому из которых прикреплено по паре конечностей.

9. Ходячий «кактус» (Diania cactiformis)

Хотя на первый взгляд это существо кажется кактусом, на самом деле это ископаемое из группы беспозвоночных под названием Lobopodia. Как и ныне здравствующие её представители бархатные черви, броненосные лобоподы имели червевидное тело и множество пар ног. Тот факт, что конечности найденного учёными в Китае ископаемого сегментированы, подкрепляет теорию о происхождении позвоночных от беспозвоночных. Другими словами, у этого необычного существа длиной в 6 сантиметров мог существовать общий с позвоночными предок.

10. Синий тарантул (Pterinopelma sazimai)

Этот паук ярко синего цвета обитает в Бразилии. К сожалению, в скором времени он может исчезнуть с лица земли. За красивыми тарантулами охотятся и продают их в качестве домашних животных, а этот вид живёт только на одном плоскогорье, где количество осадков и состав почв отличаются от близлежащих районов.

Источник: species.asu.edu