Ученые Томского государственного университета исследуют две малоизученные молекулы гексафторида серы и тетрафторида углерода. Согласно исследованию, эти парниковые газы в 29 тысяч раз сильнее, чем CO2 влияют на атмосферу Земли. Результаты опубликованы в журнале Physical Chemistry Chemical Physics (Q1).

«У изучаемых нами молекул продолжительность жизни составляет 3 200 лет для SF6 (гексафторид серы) и 50 000 лет для CF4 (тетрафторид углерода), после они разрушаются. Мы выяснили, что эти молекулы могут образовывать кластеры с молекулами воды и выпадать в качестве осадков», — говорит Яна Чижмакова, младший научный сотрудник лаборатории квантовой механики молекул и радиационных процессов ТГУ.

У этих парниковых газов нет цвета или запаха и широко применяются в промышленном секторе, т.е. при небольшой концентрации малоопасны. Но сильный парниковый эффект, который они создают, ускоряет процесс глобального потепления. Поэтому ученые намерены изучать их и с помощью исследования «Моделирование инфракрасных спектров парниковых газов CF4 и SF6» пытаются создать спектры, которые будут отслеживать газы, выбрасываемые в атмосферу на заводах.

«Мы уже сегодня можем видеть изменения климата, связанные с парниковым эффектом. Нам это грозит повышением средней температуры, поэтому важно сокращать выбросы и искать какие-то альтернативы», — отмечает Яна Чижмакова.

Часть исследования – наблюдение за колебательно-вращательными спектрами пяти- и семиатомных молекул, входящих в состав парниковых газов и атмосферы. Математическим путем физики моделируют излучение, поглощение и рассеяние света молекулой, чтобы понять ее радиационные свойства.

«Для расчетов мы используем суперкомпьютеры, так как требуются большие вычислительные ресурсы. У нас есть программы, например, MIRS, TENSOR и Spectraplot, которые мы разработали для вычислений и анализа спектров», — добавила Яна Чижмакова.

Источник фото: www.tsu.ru