В Томске создан мощный радиотомограф

С помощью прибора, созданного российскими учёными, можно искать людей под завалами, мины и даже самолёты-невидимки

Учёные из Томского государственного университета (ТГУ) разработали уникальный радиотомограф, сообщает РИА Новости. Этот прибор позволяет, в частности, «видеть» сквозь стены, искать противопехотные мины и археологические объекты, самолёты-невидимки и людей под завалами, рассказал заведующий кафедрой радиофизики вуза, профессор Владимир Якубов.

Радиотомограф – это радиолокатор, сопряжённый с компьютером. Он позволяет дистанционно «увидеть» даже самые мелкие скрытые предметы. Радиотомограф учёных томского вуза в несколько раз дешевле зарубежных аналогов, стоит он около 1—2 миллионов рублей.

В основе действия прибора лежит «просвечивание» с помощью сверхширокополосного излучения, когда в одном сигнале содержатся и высокие, и низкие частоты одновременно. «Сверхширокополосный импульс дает компромисс между глубоким проникновением и хорошим разрешением. За счет высоких частот можно фокусировать излучение и получать высокое разрешение, а за счет низких частот – глубоко проникать в среды», – пояснил профессор.

С помощью математической обработки данных можно изучать расположение различных предметов в пространстве и контролировать их движение. «Из одной или нескольких точек излучаются радиоволны, они рассеиваются в среде исследуемых объектов, затем они регистрируются на множестве датчиков – и производится их обработка на компьютере. В результате на компьютере возникает двух- и трёхмерное изображение структуры среды и объектов в ней», – отметил Якубов.

Спектр применения радиолокационной томографии достаточно обширен. Например, разработанные учеными вуза приборы можно использовать для поиска археологических объектов, подземных инженерных сооружений типа трубопроводов. Можно контролировать то, что происходит в соседнем помещении, искать людей под завалами, мины под землёй. Более того, при помощи сверхширокополосного излучения можно обнаруживать самолёты-невидимки.

Также учёные ТГУ предложили специалистам Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН идею заняться зондированием льда озера Байкал в поисках подземных ключей: их местоположение науке неизвестно.

Источник: tomsk.ria.ru