Россияне и китайцы нашли экономичный путь к сланцевому газу

Учёные ТПУ и китайского Цзилиньского университета предлагают добывать углеводороды из горючих сланцев электрофизическим методом

Учёные Томского политехнического университета и Цзилиньского университета (Китай) разработали технологию добычи сланцевой нефти и газа из горючих сланцев, нагревая их электрофизическим методом, что позволит повысить эффективность и экологичность добычи, сообщил РИА Новости замдиректора по научной работе института физики высоких технологий ТПУ Владимир Лопатин.

«Исследования ведутся нами и китайскими коллегами. Мы думаем, что наш способ дешевле и экологичнее, потому что никаких химических веществ в скважину не закачивается, как происходит в существующих технологиях. Кроме того, мы надеемся добывать большее количество газа, чем при использовании других технологий», – сказал Лопатин.

Суть новой российско-китайской разработки состоит в том, что к залежам сланцев подводится электрическое напряжение. Благодаря этому начинается реакция, в результате которой не происходит такого сильного окисления вещества, как при горении, а значит, добывается больше метана и меньше углекислого газа.

Как пояснил Лопатин, под воздействием переменного тока в порах вещества повышается давление и образуются дополнительные электрические разряды, что приводит к возникновению разветвленных плазменных каналов, по ним тепло распространяется вглубь породы. Под воздействием температуры в отсутствие кислорода происходит преобразование углеводородов в горючий газ и сланцевую нефть.

По информации вуза, учёные ТПУ осуществили на базе китайского университета газификацию образца горючих сланцев в экспериментальной камере, моделирующей условия залегания подземного пласта. В результате исследований получены образцы горючего газа и синтетической нефти. Результаты этих экспериментов станут основой для разработки опытной установки, которую планируется создать и испытать на реальном месторождении к 2015 году.

альтернативная энергетика китай сланцевый газ тпу