Томск: дёшево и безопасно очистить воду ускорителем

Учёные ТПУ разработали компактный ускорительный комплекс, позволяющий очищать и обеззараживать воду без больших затрат энергии и вредного излучения

Альтернативный способ очистки бытовых и промышленных стоков нашли учёные Института физики высоких технологий (ИФВТ) Томского политехнического университета. Разработанная ими водоочистная конструкция в несколько раз меньше стандартной станции и обладает уникальными свойствами.

Технологический комплекс очистки сточных вод создан на основе электронного ускорителя и позволяет одновременно очищать и обеззараживать воду, которая ранее использовалась для хозяйственных нужд в жилых домах и на предприятиях. Разработка новой установки ведётся с 2008 года по заказу ООО «Газпром Трансгаз Томск». Учёные ИФВТ по специальному заказу компании спроектировали мобильный вариант комплекса, который будет использоваться на месторождениях в отдалённых пунктах региона.

По словам заведующего лабораторией №1 ИФВТ ТПУ профессора Геннадия Ремнёва, в мировой практике для очистки воды используют постоянные электронные ускорители, но их эксплуатация связана с большими затратами энергии, а главное – с обеспечением защиты от вредного для человека интенсивного рентгеновского излучения. Между тем разработка томских физиков предусматривает применение импульсного ускорителя. Он не требует ни больших затрат, ни защитных сооружений из бетона и свинцовых плит. По сути, в загрязнённой воде происходит процесс самоочищения: определённые химические реакции запускаются без посторонних реагентов, например, образуется перекись водорода – соединение, известное своими дезинфицирующими свойствами.

Водоочистной комплекс на основе продвинутых физических технологий, разработанный в ТПУ, был отмечен золотой медалью Петербургской технической ярмарки в конце марта текущего года.

отечественные разработки очистка воды томск тпу ускорители физика элементарных частиц