Генетики помогут сделать овощи вкуснее

Исследование прокладывает путь к получению высокоурожайных культур с приятным вкусом

Международная группа учёных расшифровала геномную последовательность одного из самых ценных в мире растений для салата — помидора.

По словам руководителей британского филиала Консорциума генома томата (Tomato Genome Consortium) Грэма Сеймура и Джерарда Бишопа, последовательность позволит добиться точности селекции не только помидоров, но и в других видах культур из семейства паслёновых, например, баклажанов (Solanum melongena) и перцев (Capsicum). Они также надеются, что это поспособствует выведению помидоров, устойчивых к вредителям, патогенным микроорганизмам и даже климатическим изменениям, а также к селекции высокоурожайных культур с приятным вкусом. «Всё дело действительно в том, чтобы сделать помидор лучше, — считает специалист по молекулярной генетике Аллен Ван Дайнце. – Это исследование позволит нам сделать массу того, что не удавалось ранее».

Потребовалось немало времени, чтобы запущенный в 2003 году проект начал приносить плоды, однако, по словам его руководителей, он позволил установить «потрясающе полную» последовательность – расшифровано более 80% генома и идентифицированы более 90% составляющих его генов.

Специалист итальянского Национального управления новых технологий, энергии и устойчивого экономического развития в Риме, ведущий исследователь проекта Джованни Джулиано поясняет, что секвенирование геномов окультуренного помидора сорта Heinz 1706 и его ближайшего дикого родственника Solanum pimpinellifolium группа начала с применения традиционных методов. Однако в силу того, что к 2008 году данные всё ещё пестрели значительными пробелами, группа воспользовалась технологиями «нового поколения» и переключилась на гораздо более быстрый метод обработки всего генома. При этой технике крупные участки ДНК секвенируются раздельно, а потом из них складывают целостный генетический код.

По словам Джулиано, одним из самых волнующих открытий стал тот факт, что полный геном помидора был скопирован в трёх экземплярах дважды. Первый раз это произошло около 130 миллионов лет назад, когда он был обнаружен в винограде  (Vitisvinifera), однако гораздо больше Джулиано заинтересовал второй случай, который имел место около 60 миллионов лет назад и оказал огромное влияние на развитие фруктов: «Некоторые гены, которые “породило” то второе утроение, оставались в геноме десятки миллионов лет. Затем, относительно недавно, их функция изменилась — это и привело к появлению привычных нам сегодня мясистых плодов».

Данная информация может оказаться полезной и при селекции фруктов, поскольку по ряду генетических признаков помидор схож, например, с такими плодами, как клубника, дыня и банан.

Источник: Ребекка Хилл, Nature.com