Домоевая кислота, выделяемая в большом количестве красными водорослями, поражает гиппокамп морских львов, нарушая у них как кратковременную, так и долговременную память. Такое открытие сделали ученые из университета Эмори в Атланте (США), под руководством нейробиолога Питера Кука (Peter Cook). Их статья об этом вышла в журнале Science и коротко пересказана на сайте этого журнала.

Домоевая кислота выделяется диатомовыми водорослями, что вызывает «красные приливы» осенью и весной как на западном, так и на восточном побережье США. Особенно силен этот эффект, когда водоросли размножаются больше обычного, в годы течения Эль Ниньо. Впрочем, сейчас, в связи с глобальным потеплением климата, «красные течения» становятся сильнее и в остальные годы. Домоевая кислота накапливается в организмах морских животных, в частности, рыб, которыми питаются морские львы.

Ранее Кук вместе с коллегами из Центра изучения морских млекопитающих в Саусалито (Калифорния) производил вскрытия мертвых морских львов и выяснил, что отравление домоевой кислотой вызывает у них уменьшение в размерах гиппокампа — части мозга, тесно связанной с процессами запоминания. Теперь ученый решил посмотреть, как это работает на живых зверях.

Исследователи отобрали для опытов 30 морских львов, у каждого из которых с помощью МРТ изучалась степень повреждения мозга под действием домоевой кислоты. Сначала их тестировали на кратковременную память, тренируя вплывать в правую дверь, а не в левую — за правой их ждала рыба. Когда звери привыкали выбрить только в правую дверь, ученые «сбили их с толку», опустив перед дверями на семь секунд подъемные ворота. Эти семь секунд «полностью уничтожали прогресс, достигнутый львами с поврежденным гиппокампусом», — говорит Кук.

Затем были опыты с долговременной памятью. Ученый изо дня в день развешивал над бассейном с морскими львами несколько корзин, в одной из которых всегда была пища. Здоровые морские львы уже через 1-2 дня запоминали нужную корзину, в то время, как испытавшие сильное воздействие домоевой кислоты не демонстрировали никакого прогресса.

Это очень плохой признак, отмечает Кук, поскольку по той же схеме в дикой природе морские львы запоминают свои охотничьи места. Лишаясь этой способности из-за участившихся и усилившихся «красных приливов», они могут вымереть.

У этого исследования есть еще один важный аспект. «Морских львов можно рассматривать как аналог человека, с точки зрения здоровья, — комментирует работу коллег Кэти Лефебвр (Kathi Lefebvre), биолог из Северо-западного центра изучения рыболовства в Сиэттле (штат Вашингтон). — Так что изучение действия этих токсинов на животных приобретает дополнительную важность, в связи с потеплением».

Напомним, ранее было установлено, что морские котики успешно справляются с когнитивными задачами, даже не высыпаясь — то есть недосып для морских (и, видимо, для всех) млекопитающих не так страшен, как интоксикация.