На Титане обнаружен водный океан

Движения коры спутника Сатурна, возможно, вызваны наличием большого водного массива под толщей льда

На Титане – известном своими метановыми озёрами спутнике Сатурна – возможно, есть ещё и океан, состоящий из воды. К такому выводу пришли астрономы, проанализировав данные с автоматического исследовательского аппарата «Кассини».

Как сообщил планетолог Лучано Иесс (Luciano Iess) из римского университета Сапиенца, расстояние между Сатурном и его луной в разные периоды составляет от 1,19 до 1,26 миллиона километров. В свою очередь, сам Титан во время подлёта к нему «Кассини» заставлял зонд то увеличивать скорость (при сближении), то снижать (при удалении). Иесс и его коллеги высказали гипотезу, что подобные гравитационные взаимоотношения вызваны изменениями формы и размеров поверхности спутника. По их расчётам, колебания рельефа составляют до 10 метров. И это позволяет предполагать наличие на небесном теле приливно-отливных циклов водного океана, пусть и скрытого многокилометровой толщей льда.

По словам другого учёного, Джонатана Лунина (Jonathan Lunine) из Корнельского университета в Итаке, штат Нью-Йорк, если принять гипотезу о существовании такого океана за отправную точку, то предстоит ещё выяснить, что удерживает его от замерзания. Вряд ли одни колебательные движения ледяного покрова способны настолько увеличить внутреннюю энергию воды – тут скорее действуют внутренняя радиоактивность или химические процессы с выделением тепла. Однако обнаруженные «Кассини» колебания могут оказаться достаточно интенсивными, чтобы обеспечить изменение агрегатного состояния метана и его круговорот.

Среди проектов NASA, осуществление которых возможно в ближайшее десятилетие, есть программа Titan Mare Explorer (TiME). Она предполагает доставку на поверхность Титана, прямо в одно из метановых озёр в его северном полушарии, капсулы с инструментами, позволяющими измерить концентрацию углеводорода и наблюдать физические и химические процессы в его среде.

Источник: Сид Перкинс (Sid Perkins), Nature.com