На поверхности Титана что-то «запеклось»

Поверхность Титана напоминает рисунок хлебной корки – и это, возможно, вызвано высокотемпературными процессами, свидетельствуют…

Спутник Сатурна Титан, исследуемый аппаратом «Кассини», продолжает преподносить сюрпризы. На сей раз при анализе изображений, полученных с помощью зонда, учёные разглядели нечто похожее на крест, который делается на знаменитых английских булочках hot cross buns, говорится в сообщении на сайте NASA. Астрономы предполагают, что за возникновением этого рисунка стоят термические процессы: ведь и земная кора формировалась примерно таким же образом, как хлебная корка, вздуваясь и иногда трескаясь под воздействием высоких глубинных температур.

«Хлебный» рисунок может быть подобием того, что называется на Земле лакколитами – то есть формой рельефа, возникающей при движении магмы снизу вверх», – говорит Розали Лопес (Rosaly Lopes), специалист по радиолокационным наблюдениям миссии «Кассини» из Лаборатории реактивного движения NASA.

Ранее подобная же форма рельефа наблюдалась на Венере: там куполообразное поднятие было зафиксировано у вершины крупного вулкана Кунапипи.

На Титане диаметр выпуклости, на которой образовался «крест», составляет около 70 километров. Она находится в северном полушарии планетоида.

Между тем астрономы, занимающиеся исследованием южной части сатурнианской луны, предположили, что для неё актуальны процессы, подобные земным циклам Кролла-Миланковича. Последние объясняют климатические изменения на нашей планете колебаниями в пределах орбиты. Согласно гипотезе исследовательской группы Одеда Ааронсона (Oded Aharonson) из Калифорнийского технологического института, углеводороды, которые плещутся в «водоёмах» Титана, циркулируют с полюса на полюс с периодом 50-100 тысяч лет также из-за особенностей его движения в космосе. Именно поэтому в южном полушарии этого небесного тела есть озёра, но нет обширных морей, как на севере, а большинство крупных впадин – сухие.

nasa астрономические наблюдения кассини термические процессы титан углеводородные озёра