Материалы портала «Научная Россия»

Размышления на отвлеченные темы ведут к вдохновению

Размышления на отвлеченные темы ведут к вдохновению
Согласно открытию психологов из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, рассеивание мыслей способствует творчеству

История богата на проявления «эврики»: говорят, что учёные от Архимеда до Исаака Ньютона и Альберта Эйнштейна, размышляя на отвлечённые темы, переживали порывы вдохновения. Однако механизмы, ответственные за этот психологический феномен, остаются неясными. Нынешние исследования предполагают, что простой перерыв в работе вдохновения не вызывает, зато занятия, позволяющие мыслям разбрестись, скорее всего, благоприятствуют творчеству.

Это открытие сделали психологи при Калифорнийском университете в Санта-Барбаре Бенджамин Бейрд (Benjamin Baird) и Джонатан Скулер (Jonathan Schooler). Исследователи дали 145-ти студентам младших курсов два задания на «необычное применение» и две минуты на то, чтобы перечислить как можно больше вариантов использования таких повседневных предметов, как зубочистки, плечики для одежды и кирпичи.

Когда две минуты истекли, участникам устроили 12-минутный перерыв, во время которого они отдыхали, выполняли сложные задания на память, требующие их полного внимания, или принимали участие в выполнении необременительных заданий на реакцию/время, способствующих рассеиванию мыслей. У четвертой группы студентов перерыва не было. Потом всем участникам были даны четыре задания на необычное применение, включая и два ранее выполненных.

В среднем, студенты, принимавшие участие в необременительном задании, со второй попытки выполнили повторяемые задания на 41% лучше. В отличие от них, студенты из остальных трёх групп не показали никаких улучшений.

«Мы знаем, что фаза быстрого сна дарует творческие озарения. Совершенно невероятно, что того же эффекта можно добиться, позволив своим мыслям разбрестись. Я думаю, они нащупали нечто действительно интересное», — считает психолог Сэра Медник (Sara Mednick).

Во втором туре участники, занимавшиеся необременительной деятельностью, справились с новыми заданиями на необычное применение ничуть не лучше всех остальных. «Смысл в том, что рассеивание мыслей способствует решению только тех проблем, которые человек уже мысленно попробовал на зуб. Однако оно не приводит к общему повышению способности творчески подходить к решению задач», — говорит Бейрд.

Помимо вывода о том, что сами по себе перерывы не способствуют творческому мышлению, из работы Бейрда следует и объяснение одной из величайших тайн психологии: почему мы «зависаем». С точки зрения эволюции, рассеивание мыслей представляется совершенно нецелесообразным и в силу того, что оно ставит под угрозу результативность физической деятельности людей. Однако исследование Бейрда показывает, что погружение в это состояние при размышлении над сложными проблемами приносит реальную пользу. Возможно, когда выживание зависело от творческих решений, людей выручало именно «зависание».

Источник: Мэтт Каплан, Nature.com

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий