Тиолы с витамином обладают противораковыми свойствами

Меркаптаны, они же тиолы, в сочетании с витамином В12 вызывают гибель клеток лимфолейкоза человека

Антиоксиданты тиолы (меркаптаны), применяемые при многих заболеваниях, в сочетании с витамином В12 оказывают прооксидантное действие, более того, становятся токсичными для клеток и тканей. Однако токсический эффект можно использовать в противоопухолевой терапии. Специалисты лаборатории тканевой инженерии Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН установили, что сочетание тиола и витамина В12 вызывает гибель клеток лимфолейкоза человека. Об этом рассказывает портал «Наука и технологии России».

Лекарственные препараты на основе тиольных соединений: N-ацетилцистеина и глутатиона широко применяют в медицине для повышения результативности химио- и радиотерапии и уменьшения их побочных эффектов, при лечении заболевания бронхов и лёгких, диабета, атеросклероза и катаракты. Тиолы тормозят рост некоторых опухолей и стимулируют работу иммунной системы. К сожалению, они плохо сочетаются с витамином В12, который входит в состав многих мультивитаминных комплексов, назначаемых больным для поддерживающей терапии. Совместный приём тиолов и В12 может вызвать повреждение тканей и органов или как минимум ослабить лечебный эффект. Но это свойство может оказаться полезным, если повреждать нужно опухолевые клетки.

Учёные исследовали чувствительность клеток опухоли к воздействию различных тиолов и их сочетаний с витамином В12. Для работы они выбрали хорошо изученную линию клеток лимфолейкоза человека HL60. В клеточную культуру добавляли дитиотреитол, N-ацетилцистеин или глутатион в разных концентрациях как по отдельности, так и в сочетании с В12, а спустя сутки определяли количество живых клеток и сравнивали его с необработанным контролем.

Оказалось, что тиольные антиоксиданты в присутствии В12 становятся значительно более токсичными для клеток лимфолейкоза человека и вызывают апоптоз. Частично защитить клетки от гибели может соединение дефероксамин, которое связывает свободное внутриклеточное железо. Учёные отмечают, что полученные результаты следует учитывать при назначении антиоксидантов совместно с витаминными комплексами, особенно при больших дозировках.

Источник: www.strf.ru