Учёные выяснили, как клетка справляется с тепловым шоком

Российским специалистам удалось прояснить механизм работы белков, которые борются с тепловым шоком

Группа исследователей из Института биологии гена РАН и МГУ им. М. В. Ломоносова впервые установила, как специальные белки помогают клетке справляться с тепловым шоком. Результаты работы учёных опубликованы в журнале Molecular Biology of the Cell, их изложение приводит портал «Наука и технологии России».

Тепловой шок, наиболее агрессивный вид термического стресса, повреждает практически все компоненты клетки. Чтобы предотвратить подобные «аварии», клетка запускает синтез специальных белков. Соответственно, усиливается активность генов, отвечающих за синтез этих белков. Считается, что изучение поведения таких белков при тепловом стрессе поможет лучше понять механизм ответа клетки на воздействие температурного фактора.

В своём исследовании российские учёные исходили из общепринятого предположения, что тепловой стресс запускает синтез белка, именуемого HP1α, а также меняет структуру молекулы ДНК, вызывая в ней наиболее опасные двуцепочечные разрывы, которые с течением времени могут накапливаться и вызывать различные заболевания, включая злокачественные новообразования.

Генетикам также известно, что в местах двунитевых разрывов ДНК скапливаются специальные белки-маркеры. По их присутствию можно судить о том, что молекула ДНК повреждена. Один из таких маркеров – белок-гистон (гистоны – специальные белки, помогающие молекуле ДНК упаковываться в хромосомы) gammaH2AX.

В своём исследовании учёные установили очень важную деталь: один и тот же маркер gammaH2AX в ответ на одно и то же воздействие в одной популяции клеток маркирует совершенно разные явления – и двунитевые разрывы ДНК, и замедление или полную остановку синтеза новых молекул ДНК.

Эти результаты представляют большой интерес в первую очередь для фундаментальной науки. Они позволяют учёным детально разобраться в тех компенсаторных механизмах, которые включаются в термически повреждённых клетках. Вместе с тем исследование может иметь и прикладное значение. Гипертермия, то есть воздействие на клетку повышенных критических температур, считается одним из перспективных методов лечения онкологических заболеваний. Сочетание химиотерапии и гипертермии увеличивает эффективность терапии различных форм опухолей.

Источник: www.strf.ru