Почему скорпионовые хомяки не боятся боли от укусов скорпионов?

У скорпионовых хомячков яд каким-то образом блокирует болевые ощущения. Оказалось, что нейроны хомячков сильно отличаются от нейронов обычных животных.

Как выяснили ученые, у кузнечиковых или скорпионовых хомячков имеется иммунитет и на боль, и на паралич от яда скорпионов, выработанный в ходе эволюции.

Секрет отчаянных маленьких грызунов заключается в том, что у них в отличие от других сородичей имеется мутация в белке, контролирующем болевую реакцию.

Феномен скорпионовых хомячков был изучен эволюционным нейробиологом из университета Мичигана Эшли Роу. Вместе со своими коллегами она провела сравнительный эксперимент: домовым мышам и кузнечиковым хомячкам ввели в лапки небольшое количество яда скорпиона. Мышей это не убило, но они постоянно вылизывали место укола, тогда как хомячки лишь пару раз провели языком по лапке и забыли…

Вторая часть эксперимента была направлена на проверку степени устойчивости грызунов к боли. Для этого все тем же мышам и кузнечиковым хомячкам ввели немного формалина и яда. Реакция была такой же: мыши усиленно лизали свои лапки, а хомячки практически не заметили введения опасного вещества. Таким образом, у мышей укусы скорпионов вызывают очень сильную боль, а у скорпионовых хомячков яд каким-то образом блокирует болевые ощущения. Оказалось, что нейроны хомячков сильно отличаются от нейронов обычных животных.

У хомячков по-другому устроены ионные каналы, и именно эти отличия позволяют кузнечиковым хомячкам не чувствовать боль. При этом ученые подчеркивают, что такими качествами кузнечиковых хомячков природа наделила в ходе эволюции по необходимости. Грызунам, живущим на юго-западе США, пропитаться было практически нечем кроме скорпионов, которых в тех краях видимо-невидимо. Вот матушка-природа и сделала их невосприимчивыми не только к паралитическому действию паучьего яда, но и к боли, пишет журнал Nature.

Кстати, и у людей бывает редкая мутация в распространяющем канале, которая проявляется как синдром врожденной нечувствительности к боли с ангидрозом (CIPA). В начале 2013 года Роу и ее коллеги определили, что нейротоксин (опаснейшее парализующее вещество), который входит в состав яда скорпиона, поражает мембранные белки, не участвующие в передаче болевых сигналов.

Результаты проведенных исследований будут использованы в разработке нового поколения обезболивающих средств.

болевые ощущения нейроны скорпионовый хомячок яд скорпиона