Геологи научились более точно датировать возраст минералов и горных пород

Геологи утверждают, что содержание урана в горных породах является переменой величиной в гораздо большей степени, чем считалось ранее. Это открытие должно привести к более точной датировке геологических событий.

Многие минералы, такие как цирконий, содержат сверхмалые количества двух разновидностей урана с атомными массами 235 и 238. Оба имеют постоянную скорость распада, превращаясь в атомы свинца с атомными массами 207 и 206 соответственно. Сравнивая содержание урана и свинца в образце, геологи могут точно определить его возраст.

Ураново-свинцовый способ датировки кристаллов циркония применялся для всех пород – от вулканических до метеоритов. Однако сам метод всегда базировался на предположении, что это соотношение постоянное и составляет 137,88:1 для любых пород. Однако когда Дэниел Кондон (Daniel Condon), руководитель группы из Британской геологической службы, и его коллеги измерили реальное соотношение величин в 58 образцах различных пород со всего мира, они обнаружили, что оно колеблется в пределах от 137,743:1 до 138,490:1. Исследователи предлагают геологам использовать новый усредненный коэффициент: 137,818 ± 0,045.

Использование сниженного коэффициента может означать, что возраст многих пород уменьшился бы на 800 тысяч лет, хотя в большинстве случаев эти изменения вполне попадают в рамки допустимой погрешности.

В трех образцах соотношение урана и свинца превысило 138,0:1. Максимальный сдвиг датировки, который имел бы место при использовании новой методики, составил бы 10 миллионов лет. При этом Кондон заверяет, что возраст Земли не изменится.

Первоначальный коэффициент 137,88:1 был определен не с помощью точных измерений, а путем соглашения между геологами. Последняя работа геологов определенно придает научность новым данным и означает, что геохронология теперь будет базироваться, по словам Кондона, на «реальных физических показателях, которые могут быть измерены, определены и согласованы в международном масштабе».

Источник: Nature.com