Среди термитов обнаружились химические камикадзе

Рабочие термиты способны не только взрываться, чтобы защитить колонию, но ещё и повышать собственную токсичность в момент опасности

Необычный вид термитов обнаружен в лесах Французской Гвианы: старые рабочие особи у этих насекомых способны в момент опасности существенно повышать токсичность собственных выделений и затем взрываться, забрызгивая врагов этими выделениями. Открытие сделали энтомологи Пражского института органической химии и биохимии во главе с Робертом Ганусом (Robert Hanus), сообщает сайт журнала Nature.

Жертвенность свойственна многим социальным насекомым, особенно принадлежащим к «касте» рабочих, которые не могут размножаться. «Согласно теории, они выполняют неопасные, но трудоёмкие задания – «домашнее хозяйство», уход за колонией – в молодом возрасте, а к рисковым делам, связанным с обороной, подключаются в более почтенном возрасте», – говорит Ганус. С возрастом у рабочих термитов слабеют челюсти, и они теряют способность рыть землю, переносить пищу или ухаживать за личинками. Однако у них всегда остаётся шанс проявить себя при нападении на колонию.

Некоторым видам термитов даже не нужно совершать самоубийство – они просто обрызгивают врагов экскрементами с безопасного расстояния, как муравьи кислотой. Другие резко сокращают мышцы своего брюшка и как бы взрываются, опять-таки создавая всплеск нечистот. А вот гвианские Neocapritermes taracua получили совершенное химическое оружие, основанное на двухкомпонентном методе.

В одном из отделов их брюшка в течение всей жизни накапливается синяя жидкость, содержащая соединения меди. В момент опасности это вещество вступает в реакцию с секретом слюнных желёз насекомого, мешочек начинает раздуваться, токсичность его содержимого повышается, и в конце концов происходит взрыв – либо от укуса противника, либо произвольно.

«Посмотрите, какой мудрёный механизм. Никогда раньше у насекомых такого не наблюдалось – внешний орган, в котором одно вещество смешивается с другим… Такое приспособление вряд ли развилось бы у одиночных насекомых. Своим успехом они обязаны великой силе общественного образа жизни», – прокомментировал исследование своих коллег Олав Руппель (Olav Rueppell), эволюционный биолог из университета Гринсборо (Северная Каролина, США), изучающий общественное поведение пчёл.