Специальная астрофизическая обсерватория, расположенная на Кавказе, получит 58 млн рублей для обновления большого азимутального телескопа — БТА. Средства выделяет Минобрнауки, сообщает ТАСС со ссылкой на директора департамента науки и технологий Сергея Салихова.

БТА расположен в поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии на высоте 2 км над уровнем моря. Этот оптический телескоп с зеркалом диаметром 6 метров, установленный в 1975 году, стал крупнейшим телескопом в Европе. Это и сейчас один из самых востребованных и эффективных астрономических инструментов в стране. На нем проводят исследования ученые со всего мира.

На выделенные деньги обсерватория обновит алюминиевое покрытие зеркала и линии оптоволоконной связи, по которым данные с телескопа поступают в главный корпус обсерватории. По словам замдиректора САО РАН Валерия Власюка, работы начнутся уже 25 июня и продлятся около месяца.

Для покрытия 6-метрового зеркала уйдет всего 3 грамма алюминия. Старое покрытие смоют кислотой, поверхность зеркала отмоют и методом вакуумного напыления нанесут слой сверхчистого алюминия толщиной 1 микрон. Это увеличит его чувствительность телескопа на 10%. Последний раз зеркало обновляли в 2005 году.

На БТА регулярно делают открытия. Так, в 2015 году с его помощью обнаружили карликовую сферическую галактику типа dSph (см. «Млечный путь обзавелся соседкой-карлицей»), а в 2013 году астроном Игорь Караченцев с коллегами обнаружил на нем значительную нехватку темной материи в местной Вселенной.