Специалисты NASA сообщили, что космический гамма-телескоп Ферми спустя доли секунды после обнаружения гравитационных волн обсерваторией LIGO 14 сентября 2015 года зафиксировал всплеск высокоэнергетического света, идущий из той же области пространства. Ученые планируют продолжить наблюдения с помощью инструмента Gamma-ray Burst Monitor (GBM), установленного на телескопе. Статья об этой работе опубликована в Astrophysical Journal, о ней также рассказывает сайт NASA.

На сегодняшний день считается, что столкновение черных дыр происходит без выделения света. Однако есть лишь 0,2-ная вероятность того, что зафиксированная телескопом Ферми вспышка никак не связана с тем самым столкновением, которое и вызвало возмущения приборов LIGO. Если вспышки света от будущих столкновений также удастся зафиксировать, можно будет с абсолютной уверенностью говорить о новом понимании этого процесса.

«Это удивительное открытие имеет ничтожный шанс на ошибку, однако прежде чем мы начнем переписывать учебники по астрономии, нам нужно понаблюдать больше вспышек, связанных с гравитационными волнами, идущими со стороны объединяющихся черных дыр», — пояснила Валери Коннотон (Valerie Connaughton), ведущий автор опубликованной статьи.

Монитор телескопа способен улавливать рентген и гамма-всплески с энергиями от 8 тысяч до 40 миллионов электрон-вольт (эВ). Для сравнения, энергия видимого света колеблется от 2 до 3 эВ.