Материалы портала «Научная Россия»

Технические чудеса современности

О семи чудесах античного мира знают все. Американское общество инженеров-строителей ASCE составило список чудес современного мира.     

Древние греки обожали ранжировать всех и вся: составление списков знаменитых людей и памятников ― традиционный жанр греческой культуры и особого рода риторическое упражнение. Итог ― о семи чудесах античного мира знают все! Продолжая традиции греков, американское общество инженеров-строителей ASCE составило список чудес современного мира.     

 Тоннель под Ла-Маншем 

Идея соединить Британские острова с материком впервые пришла в голову французскому геологу Никола Демаре. Его план одобрил Людовик XV, но ходу ему не дал. Наполеон тоже разбирал проект «галереи, освещаемой свечами, по которой лошади тянут повозки» инженера Матье-Фавье, но и здесь дело окончилось ничем. В 1898 году газеты писали, что проект тоннеля под Ла-Маншем «пролежит многие десятки лет, так как англичане не могут отрешиться от страха вражеского нашествия». С другого берега канала волновались французы: парижская пресса предполагала, что в случае реализации этого проекта Англия наводнит Францию бедным людом. Дальнейшие предположения прервала война – сначала первая, затем вторая мировая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы говорим «тоннель», но это не вполне точно: почти по анекдоту о братьях землекопах тоннелей целых три – по бокам два железнодорожных, в середине –  поменьше диаметром – служебный. Но анекдотические опасения не оправдались, и 1 декабря 1990 года француз Филипп Козетт и англичанин Грэхэм Фаг пожали друг другу руки. 6 мая 1994 года первую со времен  ледникового периода сухопутную дорогу между континентом и островами открыли под звуки национальных гимнов главы государств – Елизавета II и Франсуа Миттеран. Европа наконец-то присоединилась к Англии – отреагировали на церемонию шутники. Площадь континентальной Европы увеличилась на 230 тысяч квадратных километров,  – шутили с другой стороны тоннеля.

 ГЭС «Итайпу» 

Помните анекдот: «Муму» написал Тургенев, а памятник оставили Пушкину. С крупнейшими в мире ГЭС – та же самая история: первой по мощности является ГЭС «Три ущелья» в Китае, а в список технических чудес света попала  ГЭС «Итайпу» на реке Парана на границе Бразилии и Парагвая. Гидротехническое сооружение «Итайпу», названное именем близлежащего острова,  – крупнейшее в мире: длина плотины 7919 метров, то есть больше, чем в 3 раза превышает длину плотины «Три ущелья» и в 6 раз длиннее плотины Красноярской ГЭС. Высота «Итайпу» – 196 метров, что немного выше китайского гидротехнического гиганта. 



Чудо не только в размерах, но и в том, что для возведения Итайпу ее строителям пришлось изменить течение одной из крупнейших рек Америки. Но прежде Бразилия и Парагвай подписали особый «Закон Игуасу», заключили специальный «Договор об Итайпу» и объявили  международный конкурс на разработку проекта. В 1978 году в окружающих выбранное место скалах пробили 150-метровый канал, куда отвели реку. Потом подождали год, чтобы старое русло Параны высохло, и приступили к сооружению плотины. В ходе строительства вынули больше шестидесяти миллионов кубометров земли и скальных пород, что примерно в 15 раз больше, чем при строительстве тоннеля под Ла-Маншем. И потратили столько бетона, что хватило бы на 210 стадионов «Маракана», и столько металла, что хватило бы на 380 Эйфелевых башен.

Эмпайр Стейт Билдинг 

Договор на строительство знаменитого 102-этажного Эмпайр Стейт Билдинг, был подписан как раз накануне черной недели крахов на Нью-Йоркской бирже, от которой, собственно, и ведется отсчет американского (и не только) экономического кризиса. Его построили за 58 недель – примерно по два этажа в неделю – да еще и сэкономили по сравнению с проектной стоимостью 5 миллионов долларов – восьмую часть от потраченного 41 миллиона.




Архитектор Уильям Фредерик Лэмб из фирмы «Шрив, Лэмб и Хармон» и гениальные, по отзывам современников, строительные подрядчики братья Старрет совершили практически невозможное – сами они называли это выигранной войной. 1 мая 1931 года «Здание Имперского штата» было официально открыто. Со смотровых площадок 86-го и 102-го этажей перед любопытствующими открывался изумительный вид на город Большого Яблока или Желтого Дьявола – все зависит от того, кто глядит. Впрочем, можно любоваться городом и из окон общей площадью два гектара. Или потренировать суставы: взять да и подняться по лестнице в 1860 ступеней – на ней позже начнут проводить соревнования по бегу в высоту, как на Эйфелевой башне, и победителю хватит десяти минут.

Мост «Золотые ворота»

Как известно из географии пролив Золотые ворота соединяет залив Сан-Франциско с Тихим океаном.  Он неширок – меньше трех километров и разделяет полуостров Сан-Франциско с одноименным городом на северной оконечности от полуострова Марин. Все то, что находится вокруг залива, называется мудреным термином аггломерация-конурбация, а на практике означает скопление городов, поселков и прочей инфраструктуры, где проживает в общей сложности 8 миллионов человек. Так что с одной стороны мост через пролив был абсолютно необходим, а с другой – он никак не мог перегородить дорогу океанским лайнерам. А там еще приливы, течения, туман... Задача считалась практически невыполнимой. Но инженеры справились. Да так, что мост «Золотые ворота» ныне числят в топе технических чудес мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





С момента открытия в 1937 году и до 1964 года он оставался длиннейшим висячим мостом в мире: общая длина – 2737 метров, длина основного пролета – 1280. Мост сразу стал символом города и остался им по сей день. И доныне это самый фотографируемый и самый узнаваемый мост мира. "Великая арфа под небосводом" исправно трудится – пропускает в день до сто двадцати тысяч машин. И с землетрясениями справляется – не в пример молодым коллегам.

Телебашня CN Тауэр

 Телебашня CN Тауэр в Торонто держала рекорд высоты на Земле целый 31 год с 1976 по 2007 год. Нынче  она всего лишь третья среди самых высоких телебашен мира –553,3 метра. Но свое место среди чудесных технических сооружений мира она не утратила. Выстроенная железнодорожной компанией, на что прямо указывает название CN (Canadian National – от Canadian National Railway Company), башня до окончания строительства Башни Свободы в Нью-Йорке держала рекорд высоты сооружения в Западном полушарии. Она устоит при землетрясении в 8,5 баллов и ветре 420 километров в час.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С башни, которая чуть не в два раза выше Эйфелевой, в ясную погоду можно разглядеть холмы в ста двадцати километрах от Торонто. В башню ежегодно ударяет чуть не по 80 молний, но и это чуду света нипочем. Тем, кого не устрашила прогулка по стеклянному полу смотровой площадки на высоте 342 метров, предлагают ощущения поострее: пройтись на высоте 356 метров по открытому неогороженному карнизу шириной 1,5 метра. Правда, со страховкой.

Панамский канал 

Церковь противилась целых 400 лет – негоже разделять соединенное Богом. Но уж слишком был велик соблазн: каких-то 65,2 километров суши против тысяч миль вокруг Южной Америки. Первыми решились французы в 1879 году, тем более что за плечами инициатора Фердинанда Лессепса был успешный опыт строительства Суэцкого канала. Но на Панамском перешейке дело у Лессепса не задалось, и в этом винят негодный проект, дурное руководство, ошибки в финансовых расчетах и малярию с желтой лихорадкой, косившие рабочих. «Всеобщая компания межокеанского канала» обанкротилась, разорив армию мелких вкладчиков и породив термин «панама», до сих пор обозначающий крупную аферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но их дело не пропало, пусть даже США пришлось создать новое государство, отделив часть Колумбии и вынудить независимую Панаму подписать договор о вечном владении США зоной канала. 10 октября 1913 года в Белом доме президент США Вудро Вильсон нажал на золоченую кнопку, импульс, пробежавший в доли секунды полматерика, подорвал 20 тонн динамита и получилось чудо чудное – судоходный канал, соединивший Панамский залив Тихого океана с Карибским морем, сокративший морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско с 22500 до 9500 километров. А вечное владение США закончилось 31 декабря 1999 года.

 «Зёйдерзее» и «Дельта»

 В Нидерландах любят говорить, что Бог создал море, а голландцы – землю.  Постоянная борьба «низких земель», а именно так переводится название страны, с морем выковала характер голландцев, недаром на гербе Нидерландов написано «Я выстою». Но окончательную победу над водой в Нидерландах одержали уже в XX веке, причем сделали это так красиво, что проекты «Зёйдерзее» и «Дельта» вошли в список мировых технических чудес. Сначала занялись заливом Зёйдерзее: это Южное, по названию, море отделили от Северного дамбой и превратили в озеро Эйселлмер. По верху плотины, открытой в 1933 году проложили автомобильную дорогу, на концах дамбы соорудили шлюзы для судоходства и прокачки воды. И до и после войны от озера еще откусывали кусочки: строили дамбу, откачивали воду и получалась так называемая польдера – осушенный кусок земли, отличающийся высоким плодородием. А после II Мировой войны в Нидерландах взялись за проект «Дельта»: он был призван защищать от наводнений земли в дельте Рейна. 2400 километров основных и 14080 километров вспомогательных дамб и 300 строений сделали проект «Дельта» одним из крупнейших инженерных проектов мира.

«зёйдерзее» и «дельта» гэс «итайпу» мост «золотые ворота» панамский канал семь чудес света телебашня cn тауэр тоннель под ла-маншем эмпайр стейт билдинг

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий