Поверхности зубов рыб расскажут об их питании

Анализ шероховатостей одного единственного зуба с помощью трехмерного изображения дает ученым понять, чем питалась рыба. Эта информация поможет классифицировать виды быстрее и проще, чем стандартными методами.

Марк Пурнелл (Mark Purnell), палеобиолог из Университета Лестера (Англия), с коллегами уже применили эти данные в новой методике – микротекстурном анализе. Если раньше оценка шероховатости поверхности производилась с помощью двух измерений, то теперь микроскоп с переменным фокусом предоставляет трехмерное изображение. Эта методика была разработана для оценки шероховатости самых различных поверхностей – от эндопротезов до шоколада.

Микроскоп позволяет составить схему выступов и впадин поверхности, выявляя рисунок износа, что напоминает процесс изучения ландшафта местности.

Группа Пурнелла изучала зубы рыб цихлид, пойманных в озере Виктория в Восточной Африке. Эти рыбы в свое время очень быстро эволюционировали, создав множество подвидов с широчайшими рационами питания. Три из исследованных видов питаются водорослями, используя «передние зубы»: два добывают их с камней, а третий соскребает с растений. Ученые также исследовали представителей вида, которые грызут моллюсков глоточными челюстями.

В лаборатории исследователи проводили сравнение зубов рыб с различными рационами питания. Метод, использовавшийся ранее, был связан с неприятной и длительной процедурой исследования содержимого желудков рыб. Микротекстурный анализ в этом плане гораздо удобнее и, помимо очевидных, имеет еще одно преимущество: содержимое желудка может меняться изо дня в день, в то время как износ зубов показывает долгосрочную картину питания рыб.

Новая методика также может помочь исследователям определить по образцам окаменелых зубов, чем питались доисторические животные. Группа Пурнелла уже занимается исследованием гидробионитов, в том числе плезиозавров.

Палеобиолог Гилдас Мерсерон (Gildas Merceron) из Университета Лиона (Франция) производил аналогичные исследования среди антилоп и приматов и тоже пришел к выводу, что зубы этих животных несут на себе отпечатки сезонных и гендерных различий в рационах питания.

Источник: Лейла Хагигат, Nature.com