«Тёмную материю» обнаружили вокруг Солнца

Швейцарские астрономы на 90 процентов уверены, что Солнце окружено тёмной материей – строительным материалом «скелета» Вселенной

Тёмная материя существует не только вокруг галактик, но и внутри них, в отдельных звёздных системах и даже в нашей Солнечной системе. Результаты исследования специалистов Цюрихского университета и Цюрихского федерального технологического института позволяют предполагать, что Солнце также окружено слоем этой материи, говорится в сообщении на сайте одного из вузов.

Понятие «тёмная материя» было впервые предложено швейцарским астрономом Фрицем Цвикки (Fritz Zwicky) в 30-х годах прошлого века. Он выдвинул гипотезу, что именно слой некоего невидимого вещества мешает галактикам разлететься в стороны, составляя, таким образом, своего рода каркас Вселенной. Примерно в то же время голландец Ян Оорт (Jan Oort) установил, что плотность материи в непосредственной близости от Солнца почти вдвое превышает те показатели, которые достигались бы за счёт присутствия там одних только звёзд и газов. Со временем учёным удалось развить теорию тёмной материи применительно к очень дальнему космосу, но её количество в Солнечной системе выходило, по разным расчётам, то от трёх до шести раз больше, то гораздо меньше по сравнению с выводами Оорта. При этом инструментов для точных измерений практически не было.

Теперь соотечественники Цвикки совместно с международной группой научных сотрудников, работающих в Цюрихе, применили комплекс наиболее продвинутых технологий для моделирования Млечного Пути и произвели необходимые измерения. Результаты оказались ошеломляющими.

«Это может быть первым серьёзным свидетельством наличия «диска» тёмной материи в нашей Галактике, предсказанного недавними теоретическими выкладками и компьютерными моделями возникновения нашей Галактики. Или же доказательством того, что окружающий её пояс тёмной материи – гало – несколько приплюснут, что и увеличивает плотность в отдельных местах», – говорит руководитель исследования Сильвия Гарбари (Silvia Garbari). При этом, по её словам, вероятность статистической флуктуации составляет всего около 10 процентов – для космологии такая точность очень высока.

Учёные также полагают, что тёмная материя состоит из неких новых элементарных частиц, взаимодействующих с частицами обычной материи очень слабо и вместе с тем достаточно сильно, чтобы их можно было обнаружить на подземных детекторах, связанных с ускорителями вроде БАК. «Если это элементарные частицы, то миллиарды их пройдут сквозь ваше тело, пока вы читаете эту статью, – так выразился один из её соавторов, профессор Джордж Лейк (George Lake). – Ежегодно физики надеются поймать хотя бы некоторые из них в ходе продолжающихся экспериментов XENON и CDMS. А знание локальных свойств тёмной материи – ключ к пониманию того, из каких именно частиц она состоит».

солнце тёмная материя цюрихский университет цюрихский федеральный технологический институт