Материалы портала «Научная Россия»

Светлояр: загадка, неподвластная науке

Озеро в Нижегородской области хранит интригующие тайны, которые не сдаются исследователям до сих пор – даже при всех современных технических возможностях. Почему?

-   Оно имеет странно-правильную яйцевидную форму, и вода его под любым освещением отливает глубокой синью. 
-   Оно окружено остатками древних Заволжских лесов, что в старину славились лешими, русалками и разбойниками.
-   Оно хранит интригующие тайны, которые не сдаются исследователям до сих пор – даже при всех современных      технических возможностях. Почему? Может быть, еще и потому, что исследователи озера Светлояр тоже верят в легенду о граде Китеже.


В дохристианской Руси волхвы лесного народа мари поклонялись здесь Яриле и дали имя озеру. Могучие Керженские леса были убежищем мистических существ: здесь берег свои пасеки бог мудрости и хмеля Квасура, кентавр-волшебник Китоврас учил людей врачеванию и строительству храмов. Однажды в конце 12 века Владимирский князь Юрий Всеволодович остановился в пути отдохнуть на берегу Светлояра и был пленен его красотой. Волею князя на берегу был построен град Большой Китеж. Согласно источнику – изданной в 17 веке книге «Китежский летописец», град был величествен и богат, построен из белого камня, в длину имел 200 сажен, в ширину – 100.  В 1237 году  на Русь пришел Батый. Трагической оказалась судьба самого князя Юрия, а град Китеж, по преданию был осажден монголами. Китежане не захотели сдаться и молили Богородицу о защите, и свершилось чудо – под колокольный звон затряслась земля, и на глазах изумленных врагов Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр. 

 

6 июля, в день праздника, посвященного чудотворной иконе Владимирской Божией матери и одновременно – в канун дня Ивана Купалы, сюда, в Воскресенский район Нижегородской области, в село Владимирское собираются тысячи людей. Спокойная размеренная жизнь села сменяется невообразимой толчеей машин и автобусов, многоцветьем и многоголосьем богатой ярмарки. Ее пестрота – в соседстве всех мыслимых культур и верований – в первый момент оставляет ощущение массового помешательства. 





Монастырский хлеб и квас соседствуют с аюрведическими колобками, серебряные славянские фибулы – с арабской росписью хной, напротив гусляра в домотканой льняной рубахе помещается мастер хиромантии с преданными учениками, а поодаль – костоправ на раскладной кушетке разминает спину кряхтящему клиенту. Только схлынула толпа, прошедшая торжественным крестным ходом – как новую собирают нарядные кришнаиты.

 

 

Тетки в цветастых парео поверх мокрых купальников сперва истово прикладываются к чудотворной иконе, потом с не меньшей страстью собирают ромашки для венка. По множеству тропок в окрестных лесах бродят тысячи ищущих чуда, молодых и старых, в венках и без венков, в одежде и без одежды, кто с молитвой Богородице, кто с гимнами Яриле. И все их тропы сходятся к озеру. Озеро. ОЗЕРО. Точка пересечения всех путей.

 

 

По соседству со Светлояром немало лесных озер, но они совсем другие – илистые и мелководные. Светлояр при небольших размерах - 454 на 344 м –  глубок, более 30 метров. Необыкновенно чистая вода гидрокарбонатно-кальциевого типа прозрачна на глубину более 5 метров. Озеро холодное, его питают многочисленные донные ключи. И это – все, что наука сегодня знает о Светлояре доподлинно.
Откуда взялся Светлояр? Пока есть лишь гипотезы.
Первым исследователем озера был Василий Докучаев – великий русский ученый-почвовед, организовавший экспедицию в конце 19 века. Его первая версия: Светлояр – метеоритный кратер. Впоследствии Докучаев сам отказался от этой сенсации и стал придерживаться более спокойной версии карстового происхождения: озеро представляет собой провал в мягких меловых породах. Однако в 60-х годах прошлого века геологи, пробурив скважину на берегу, обнаружили карстовые породы лишь на глубине 200 метров. Загадка повисла вновь.
Есть и тектоническая гипотеза – Светлояр расположен на пересечении древних глубинных разломов и образовался в результате землетрясения. Автор версии геолог Валерий Никишин даже приводит несколько событий – 5-6 балльных землетрясений 1474 и 1559 годов, упоминавшихся в летописях. Однако в эту гипотезу не вписывается слишком правильная форма озера…  

«… Оно непростое, без дна. Внизу темные воды далеко уходят и соединяются прямо с Черным морем!...» - это нам охотно рассказывает Анастасия Васильевна Абрамова – бабушка-паломница, просто сошедшая с картины какого-нибудь русского классика со своей правнучкой Светкой, корзинкой с ватрушками и букетом ромашек.  Живет неподалеку, пришла сюда пешком. Она рассказывает, что на Благовещенскую горку, еще до появления там нового храма, люди шли на коленях, вымаливая себе Божью милость. Что были времена, когда в священные ключи наливали солярку, чтоб люди не шли к святыне. А они все равно шли. Что в Великую отечественную войну жены и матери молились на Светлояре за своих мужей и детей. - А Китеж? А он ушел под землю, вон там – и показывает примерно на юго-западный берег озера.

 

Берега и окрестности Светлояра имеют четкую сакральную топонимику. Например, холм, где стоит сегодня церковь в честь Казанской иконы Божией матери, имеет название Благовещенского, а соседний холм зовется Успенским. В октябре 2011 года археологическая  разведка на Благовещенской горке обнаружила остатки древнерусского селища второй половины XIV – первой половины XV веков. Были найдены множество фрагментов керамики, многочисленные металлические предметы быта (ножи, иглы, инструменты, застежки), фрагменты ключей и замков, украшения, предметы христианского культа. Интересно, что в небольшом количестве там же удалось обнаружить еще и кремневые орудия, относящиеся к эпохе каменного века. Археологи считают, что селище «Светлояр-1» достаточно типично для поселений того времени, однако заметно выделяется качеством и количеством артефактов.
В конце 1960-х годов на Светлояре работала комплексная научная экспедиция, организованная «Литературной газетой». В 1968 году было совершено первое погружение аквалангистов на дно Светлояра. Они обнаружили, что центральная яма-котловина окаймлена ярусами двух подводных террас, на глубинах 18-20 и 9-10 м. В результате бурения донных отложений в одном из шурфов были обнаружены остатки дерева. Экспертиза криминалистов МВД СССР (у них все было по-серьезному) пришла к выводу, что эти фрагменты носят следы режущих орудий человека. Были проведены и геоакустические исследования толщи донных пород, принесшие сенсационный результат. Там, где нашли остатки обработанного дерева, геолокатор выявил особую зону в отложениях, не пропускавшую звук. Эта зона овальной формы получила имя «Зона К». К сожалению, находки и результаты экспедиции «Литературной газеты» до сегодняшнего дня никем не систематизированы. 

По иронии судьбы, как раз в канун праздника на дно озера приготовилась опуститься группа водолазов-исследователей Подводного отряда Русского географического общества. Отряд возглавляет Дмитрий Шиллер – мощный профессионал, легендарная личность. Он совершил сотни погружений в самых экзотических местах – от Северного полюса до таинственного якутского озера Лабынкыр – обиталища духов. Чтобы потревожить воды Лабынкыра, отряду пришлось получить благословение самого могущественного якутского шамана, признанного и у якутов, и у эвенков. Дмитрий рассказывает об этом без тени улыбки. К верованиям, окружающим места его погружений, он относится с большим уважением и вниманием и просит в этом поверить ему на слово.

Русское географическое общество намерено возобновить исследования озера. Четырьмя парами водолазы готовятся пройти под водой Светлояра параллельными курсами, постараются достичь дна и взять образцы. Погружаться будут в сухих костюмах: вода на дне очень холодная. Пока собираются солнце скрывают тучи, а в момент, когда лодка с водолазами достигает места спуска под воду, раздается оглушительный близкий удар грома. Похоже, Дмитрий, в самом деле, знает, что говорит.

 

 В 2002 году, специалисты Института озероведения РАН из Санкт-Петербурга сделали отбор проб иловых отложений Светлояра для палеолимнологического  исследования. Их выводы принесли новое откровение. Около 11 тысяч лет назад в позднем плейстоцене и голоцене Светлояр был молодым олиготрофным озером, на дне которого формировались глинистые отложения. Потом отложение донных осадков прервалось – озеро исчезло. Около 3000-2500 лет назад грунтовые воды вновь поднялись в этом месте, и сформировалось сперва низинное торфяное болото, а позже – мелководное озеро с часто меняющимся уровнем воды. И лишь 700-800 лет назад произошло резкое погружение дна до 30 метров! Эти сроки поразительно совпадают с временем нашествия Батыя.

 

Спустя примерно час, под проливным дождем, водолазы один за другим показываются на поверхности озера. Шиллер, выходя на берег, стучит зубами – на глубине 28 метров вода оказалась 2 градуса. Немного отдышавшись, рассказывает, что дна, как такового, он так и не увидел. «Там все закрывает колышущееся непрозрачное облако. Чуть двинешься, погрузишь туда руку – клубы ила становятся еще гуще. Родники – это наверно родники – их там множество. Я впервые вижу такое.» Что ж – никто не обещал, что озеро легко отдаст свою тайну. Дмитрий вынимает из кармана костюма два обломка дерева со дна Светлояра. «Вот – отдадим на радиоуглеродный анализ. Это пока все, что мы смогли добыть». На следующий день отряду предстоят новые погружения – уже всерьез и без присутствия прессы.

 

 Историки свидетельствуют, что в течение последних как минимум 300 лет Светлояр был и остается местом паломничества людей, самых разных по религиозным суждениям. Все они – православные, старообрядцы, баптисты, чернокнижники, толстовцы, беспоповцы – шли к Китежу. Сбор фольклора выделил три основных типа легенд – о подводном, подземном и небесном граде, открывающегося чистым душой, пришедшим с истинной верой.  А Светлояр, особенно во времена запрета его культа, становился все более и более почитаем. Легендами обрастали и целебная вода, и травы, и родники. И никто не знает когда точно – но совершилось удивительное событие: исконно языческие обряды поклонения озеру, лесу, священным камням и деревьям, получили признание церкви и были освящены ею. Там, где когда-то была кереметь – священная роща народа мари, теперь стоят три креста и горят свечи на могилах легендарных старцев-китежан. Ключ Кибелек на месте гибели защитников города считается святым источником. Рерих, Васнецов, Нестеров, Коровин, Волошин, Ахматова, Майков, Короленко, Пришвин, Мережковский, Римский-Корсаков избрали Китеж и Светлояр своей темой – получился небывалый культурологический феномен, выросший из народных поверий.

Ближе к вечеру шум пестрой толпы начал стихать. Все больше горящих свеч появлялось у подножия поклонного креста на берегу. Не дожидаясь темноты, в светлых сумерках первые и самые нетерпеливые с зажженными свечами в руках двинулись вокруг озера по деревянным мосткам.

В лохматых подвявших венках, с самодельными подсвечниками, вырезанными из пластиковых бутылок и стаканчиков, с важными и серьезными лицами – пошли просить у Светлояра желанного чуда. Спроси кого хочешь: что надо сделать? И все знают – обойти вокруг озера нечетное количество раз. И важно, чтобы свечка не погасла. И читать «Богородицу» - кто знает.  А кто не знает?... Верить! Это самое главное.

 Вереница огоньков скоро окружила Светлояр непрерывным живым, мерцающим, дышащим кольцом, просматриваемым сквозь листву. Народу все прибывало, в сгустившейся темноте тысячи людей со свечами в руках шли и шли. В этом потоке уже не было ничего нелепого, забавного, анахроничного, а была самая настоящая мистерия – приобщение к тайне и к вере. В эту ночь вокруг Светлояра прошли 18 000 человек.

 

Когда-то здесь не было настоящих дорог, и от города Семенова вела к озеру хорошо натоптанная тропа. Если выйти по ней с утра и идти целый день, не останавливаясь отдохнуть, к вечеру путнику открывались заветные холмы над Светлояром. Люди не останавливались на этом пути, ища дорогу к самим себе. В настоящее время территория озера охраняется государством как памятник природы. Озеро и окрестности входят в состав группы охраняемых природных территорий под защитой ЮНЕСКО. Озеро должно сохранить изначальную чистоту и в чем-то непременно остаться тайной, к которой можно приблизиться, но совершенно не обязательно разгадать. 

 

  

археология география дмитрий шиллер китеж озеро светлояр подводный отряд рго философия

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий