Объяснена вспышка сверхновой 1006 года

Учёные объяснили природу явления, которое удивило средневековых людей

Между 30 апреля и 1 мая 1006 года н. э. произошло самое яркое звёздное явление, которое запомнил человек: в разных концах Земли была видна сверхновая. Учёные из Барселонского университета, Канарского астрофизического института и Испанского национального исследовательского совета предложили объяснение этому явлению: они считают, что сверхновая появилась в результате слияния двух белых карликов. Их работа опубликована в журнале Nature.

Китайские астрономы, наблюдавшие сверхновую, записали, что она была видна три года. Подробное описание, которое сделал египтянин Али ибн Ридван, гласит, что звезда была в три раза ярче Венеры и излучала свет яркостью в четверть лунного.

В новой работе «изучались существующие в этой зоне звёзды в связи с дистанцией и возможной контаминацией элементами сверхновой, и не было найдено ни одной звезды, которую можно считать прародителем этого взрыва», – сказала руководившая работами Пилар Руис-Лапуэнте (Pilar Ruiz-Lapuente)

«Мы провели исчерпывающее изучение района, где произошла вспышка сверхновой 1006 и не нашли ровным счётом ничего. Это заставляет думать, что событие являлось результатом столкновения и слияния двух белых карликов сходной массы», – добавил ведущий исследователь Хонай Гонсалес Эрнандес (Jonay González Hernández).

Подобные вспышки происходят в двойных системах – между двумя связанными гравитацией астрономическими объектами. Ими могут быть белый карлик и нормальная звезда. По достижении критической массы в 1,4 массы Солнца происходит взрыв – сверхновая. Другой вариант – слияние двух белых карликов.

При помощи мощного спектрографа в одном из телескопов Европейской южной обсерватории (в Чили) учёные обследовали место вспышки и не нашли следов звезды-компаньона. На дистанции в 7 тысяч световых лет от Земли обнаружены только четыре звезды-гиганта, и ни одна из них не участвовала в двойной системе, вызвавшей сверхновую.

Поскольку следов нормальной звезды в данном случае не найдено, событие 1006 года определённо было слиянием белых карликов.