Небольшие планеты более пригодны для жизни

«Суперземли» менее приспособлены для существования жизни, чем планеты земной группы, считают астрономы

Жизнь может существовать на «суперземлях» с меньшей вероятностью, чем на небольших планетах размером с Землю, так как на первых отсутствуют магнитное поле и очаги вулканизма, необходимые для зарождения жизни, заявили астрономы под руководством Влады Стаменковича (Vlada Stamenković) из Массачусетского технологического института (США) на европейском планетологическом конгрессе EPSC в Мадриде.

Стаменкович и его коллеги разработали компьютерную модель, которая описывала формирование типичной «суперземли» в протопланетном диске звезды размером с Солнце. Учёные использовали эту модель для вычисления параметров атмосферы и литосферы «суперземли» и сравнения их с аналогичными оболочками Земли.

«Мы хотели найти ответ на вопрос: являются ли «суперземли» увеличенными копиями Земли с аналогичными свойствами, или же они фундаментально отличаются от неё. Мы хотели узнать, обладают ли такие планеты плотной атмосферой, сильным магнитным полем, активной тектоникой и очагами вулканической активности. Некоторые из этих процессов критически необходимы для развития жизни», – заявил руководитель группы планетологов.

Оказалось, что литосфера таких планет достаточно сильно отличается от твёрдой оболочки Земли. Во-первых, недра «суперземель» будут состоять из очень вязких и плотных пород, крайне медленно мигрирующих внутри литосферы. Это означает, что тектонические процессы и связанные с ними вулканы, если они и существуют на столь больших небесных телах, будут менее активны, чем на планетах размером с Землю.

Помимо этого, у крупных планет может отсутствовать чётко выраженное металлическое ядро и кора – а значит, и магнитное поле, необходимое для защиты атмосферы от действия солнечного ветра и живых существ – от ультрафиолета и космических лучей.

«По современным представлениям, планеты земного типа сформировались в нашей Солнечной системе достаточно быстро, в первые 50 миллионов лет ее существования. Скорость формирования их ядра в основном зависела от вязкости пород планеты, и высокие вязкость и температуры плавления «суперземель» указывают или на очень медленное образование ядра, или даже на его отсутствие. Это порождает сомнения в способности таких планет генерировать магнитное поле», – пояснил Стаменкович.

Кроме того, сниженная вулканическая и тектоническая активность может негативно сказаться на климате и атмосфере «суперземель». Как отмечают планетологи, извержения вулканов являются одним из ключевых факторов, управляющих наступлением и завершением ледниковых периодов.

«Наша работа подчёркивает важность понимания термической эволюции планет. Более того, нам удалось показать, что «суперземли» достаточно сильно отличаются друг от друга и от прочих каменистых планет. С другой стороны, мы сможем получить однозначные ответы только после того, как мы получим данные о спектре таких планет в ходе последующих наблюдений», – заключает Стаменкович.

внеземная жизнь