Сверхпроводимость возможна при «обычных» температурах?

Германские учёные утверждают, что им удалось создать сверхпроводник на основе графита, не требующий экстремально низких или высоких…

Для возникновения сверхпроводимости – то есть способности вещества проводить электричество практически без сопротивления – больше не требуется экстремально низких или высоких температур. Обычный графит, смешанный с водой, может стать сверхпроводником при слабом по техническим меркам нагревании – порядка ста градусов по Цельсию, утверждают германские учёные, о чьих экспериментах рассказал портал Nature.com.

В ходе более ранних опытов с графитом было обнаружено, что при температурах около 11 кельвинов (минус 262°С) и добавлении примесей, обеспечивающих достаточное количество свободных электронов (например, кальция) у него появляются сверхпроводящие свойства. Однако группа специалистов из университета Лейпцига под руководством Пабло Эскинази (Pablo Esquinazi) утверждает, что и в частицах чистого графита эти электроны способны накапливаться у границ раздела, стремительно развивая реакцию на прилагаемое электрическое поле.

Учёные смешали хлопья искусственного (пиролитического) графита с дистиллированной водой, в течение суток перемешивали смесь, а затем несколько часов сушили при температуре около 100°С. Затем, поместив материал в магнитное поле, они обнаружили у него слабую остаточную намагниченность. При более тщательном измерении графики изменения этой намагниченности оказались похожими на графики для первого высокотемпературного оксидного сверхпроводника, открытого в 80-е годы прошлого века.

Сам Эскинази признаёт, что его выводы звучат не слишком правдоподобно, однако, по мнению других представителей научного сообщества, они по крайней мере заслуживают дальнейшего исследования. Пока сверхпроводимость при условиях, близких к нормальным, пропадает, если графиту придать иную форму, кроме порошка. К тому же нет гарантий, что магнетизм не вызван каким-либо загрязнением. Однако в случае подтверждения результаты экспериментов германских физиков могут иметь «далеко идущие последствия», отмечает, например, физик-теоретик Александр Гуревич из университета Олд-Доминион, штат Виргиния.