Росянка: неизвестное об известном

Росянка обладает более сложной ловушкой для насекомых, чем считалось ранее

Росянки – одни из самых распространённых во всём мире растений-хищников – обладают гораздо более сложной ловушкой для насекомых, чем предполагалось ранее, выяснили биологи из университета Альберта-Людвига во Фрайбурге (ФРГ). Если добыча не прилипла к листу сразу, он ей «поможет».

Как известно, склонность к хищническому образу жизни у росянки появилась из-за того, что она произрастает на бедных питательными веществами болотных почвах. Её листья покрыты специальными волосками, выделяющими губительную для насекомых жидкость. В ожидании добычи эта жидкость покрывает растение в виде капелек, напоминающих росу, за что оно и получило своё название. Сев на лист в надежде напиться, жертва прилипает к нему, оказывается окружённой волосками и через несколько часов практически полностью переваривается.

Однако у австралийской росянки Drosera glanduligera есть ещё и сухие «щупальца», которые в пищеварительном процессе не участвуют. Их роль долго оставалась неясной. И вот теперь, наблюдая за растением, немецкие учёные обнаружили, что эти волоски служат своеобразной катапультой: именно они при посадке насекомого активируются первыми, сгибаются, а затем, резко разгибаясь, подталкивают добычу к своим липким сородичам. Весь этот процесс занимает не более 75 миллисекунд – даже венерина мухоловка затрачивает больше времени на то, чтобы всего лишь захлопнуть свой напоминающий капкан лист.

курьёзы растения-хищники росянка