Добровольцы повторно пережили лето 2010 года

На базе комплекса, где моделировали условия полёта на Марс, создали условия экстремальной жары и задымления 2010 года

Российские учёные провели эксперимент по моделированию выживания человека в условиях климатических изменений – аномальной жары и задымления, аналогичных тем, что наблюдались в центральных регионах России в 2010 году, передаёт информационное агентство «Интерфакс». Работы проводили Институт медико-биологических проблем (ИМБП) РАН и Российский кардиологический научно-производственный комплекс (РКНПК).

«В этом эксперименте мы создали условия, которые были в Москве в июле-августе 2010 года. В научно-испытательный комплекс, где ранее прошел эксперимент “Марс-500”, мы поместили шестерых добровольцев, которые прожили в условиях жары до 38 градусов Цельсия, загрязненного угарным газом воздуха и высокой влажности ровно месяц», – рассказал журналистам по итогам завершившегося в Москве в понедельник эксперимента генеральный директор РКНПК, академик РАН и РАМН Евгений Чазов.

Эксперимент проходил с целью сбора данных для формирования методов профилактики и условий адаптации человеческого организма при климатических катаклизмах, пояснил он. По словам академика, в ходе эксперимента у добровольцев изучалось состояние систем организма, регулирующих работу сердца, сосудов, нервной системы, водно-солевой системы, почек и тромбообразования.

«Таких научных работ в мире ещё не проводилось. Это лишь первый этап. Во время второй серии экспериментов мы хотим проверить воздействие на организм атмосферного давления», – рассказал Чазов. Предварительные результаты исследований будут оглашены через две недели.

В свою очередь директор ИМБП РАН, член-корреспондент РАН, академик РАМН Игорь Ушаков сообщил, что серьёзных медицинских проблем у испытателей во время эксперимента не возникло, хотя в начале эксперимента у некоторых из них были отдельные жалобы. «Это и понятно, ведь у каждого человека даже к 20 годам, не говоря уже о 40 годах, есть отклонения в состоянии здоровья, которые при дополнительных нагрузках могут обостриться. В ходе эксперимента были получены данные о небольших обострениях хронических болезней у наших добровольцев», – рассказал учёный.

Для участия в эксперименте были отобраны мужчины в возрасте от 22 до 45 лет, представлявших разные профессии: врач, директор фирмы, два охранника и два грузчика. «Эксперименты мы проводили, чтобы посмотреть, как будут влиять факторы эксперимента на организм человека, как будут меняться медицинские, биологические, психологические характеристики в этой разнородной группе испытуемых», – сказал Ушаков.

По словам директора ИМБП, в отличие от участников эксперимента «Марс-500», добровольцы из нового проекта могли видеться с родными, общаться по телефону, пользоваться Интернетом. Каждый из испытуемых получит денежное вознаграждение, сумма которого держится в тайне. Организаторы эксперимента уже готовятся к следующей серии исследований, в которых найдется место женщинам-испытателям.

выживаемость жара задымление экстремальные условия