Батискаф служил транспортом для аборигенов моря

Подводный аппарат непреднамеренно перевозил морских обитателей между глубоководными участками, изучением которых он занимался не…

С момента своего создания в 1964 году батискаф «Элвин» (“Alvin”) совершил тысячи погружений, а среди его достижений значатся и исследование «Титаника», и зондирование первых открытых гидротермальных источников.

В 2004 году при помощи «Элвина» группа учёных обнаружила 38 мельчайших морских блюдечек, которые обычно встречаются у гидротермальных источников, в образцах, взятых за сотни километров от них.

«Когда я осознала это, то была весьма взволнована», — говорит специалист по глубоководной биологии и ведущий специалист этой экспедиции Дженет Войт (Janet Voight), которая сообщила об обнаружении блюдечек в образцах, собранных на хребте Хуан де Фука в Тихом океане. Она и ее коллеги идентифицировали существ как Lepetodrilusgordensis, однако прежде это животное встречалось только в 635 километрах к югу, на участке, известном как хребет Горда.

Используя генное секвенирование, изотопные данные и другую информацию, учёные подтвердили, что животные, найденные ими во время погружения у хребта Хуана де Фука, были идентичны тем, что они обнаружили на хребте Горда, куда «Элвин» погружался ранее.

Войт признаёт, что они с коллегами совершили ошибку и что при очищении системы сбора образцов «Элвина» им стоило проявить бóльшую тщательность. Однако тот факт, что блюдечки выжили в промежутке между погружениями, имеет более обширное значение. Исследовательские аппараты проходят чистку после каждой экспедиции, однако предполагалось, что из-за резких перепадов давления и температуры при подъеме из глубины на поверхность способны животные, которые остались незамеченными, погибают.

В научных исследованиях используются десятки субмарин, несущих разнообразные приборы для наблюдения и сбора образцов, которые исследователи погружают в тёмные океанские глубины. Все они теперь рассматриваются как невольные переносчики биологических видов с одного места на другое. «Понятно, что мы не должны перемещать популяции из одного ареала в другой, — говорит Дженет Войт. – Однако мы не задумывались о том, что многоразовое использование аппаратов таит в себе угрозу переноса микроорганизмов».

Войт считает, что помимо необходимости удостовериться в надлежащем очищении систем сбора образцов, исследователям стоит задуматься и о том, чтобы для уничтожения «безбилетных пассажиров» омывать субмарины пресной водой.

Источник: Дэниэл Кресси, Nature.com